Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Когда формируются трудовые ценности и насколько они стабильны?

09.08.2012

Ценности – важнейший фактор, определяющий отношение человека к работе, его организационного поведения. На основе ценностей человека прогнозируются многие аспекты его трудового поведения, среди которых можно назвать выбор профессии и карьеры, удовлетворённость работой, степень соответствия между работником и его работой или организацией. Однако представления о стабильности трудовых ценностей у разных исследователей и практиков отличаются. Одни рассматривают трудовые ценности как относительно стабильные, другие – как динамические и изменяющиеся на протяжении всей жизни. Поскольку от понимания стабильности ценностей во времени зависит прогноз поведения человека на работе, Джинг Джин (Jing Jin) и Джеймс Раундс (James Rounds) провели метааналитическое исследование, в котором попытались ответить на вопрос о том, в какой момент ценности стабилизируются, и как они меняются, прежде чем стать стабильным?

Трудовые ценности классифицировались на 4 группы: 1) внутренние ценности или ценности самоактуализации (личностный рост, независимость, интерес, творческий потенциал, интеллектуальная стимуляция), 2) внешние ценности (оплата труда и условия труда), 3) социальные ценности (взаимодействие с людьми, альтруистический подход или направленность на вклад в деятельность и развитие общества), 4) ценности, связанные со статусом (власть, престиж, авторитет, влияние). Стабильность рассматривалась в двух аспекта: стабильность иерархии ценностей, стабильность в уровне выраженности той или иной ценности.

Результаты показали, что с точки зрения иерархии трудовых ценностей самый низкий уровень стабильности наблюдается на этапе обучения (18–22 года), когда человек только определяется с тем, что он хочет получить от жизни, формирует представления о своём потенциальном будущем, в то время как наиболее высокий уровень стабильности наблюдается после того, как начинается активная профессиональная деятельность (22 года и старше). Авторы заключают, что иерархия трудовых ценностей стабилизируются на протяжении всей жизни, а уровень её стабилизации растёт с возрастом.

В студенческие годы (18–22 года) люди в целом больше внимание уделяют внутренним ценностям, приуменьшая значение других групп ценностей. Однако после перехода от обучения к активной профессиональной деятельности (22–26 лет) возрастает значимость внешних ценностей. Позже со вступлением во взрослую жизнь (26 лет и старше) наряду с непрерывным возрастанием значимости внешних ценностей, наблюдается резкое увеличение значимости ценностей, связанных со статусом.

Также авторы сравнили представителей двух поколений: поколение беби-бумеров, родившиеся в 1946–1964 гг., и поколение X, родившиеся в 1965–1981 гг. Оказалось, что у беби-бумеров более высокий уровень стабильности трудовых ценностей, чем у представителей поколения X. Данное обстоятельство объясняется тем, что поколение беби-бумеров жило в более оптимистическое и позитивное время, а поколение Х жило в условиях экономической неопределенности и отсутствии гарантий трудоустройства. По этой причине у представителей поколения X в большей степени сформировались ценности независимости, автономии, как правило, эти люди не могу быть привержены к какой-либо организации.


Источник:
Jin, J., & Rounds, J. (2012). Stability and change in work values: A meta-analysis of longitudinal studies. Journal of Vocational Behavior, 80(2), 326–339. doi: 10.1016/j.jvb.2011.10.007

Обозреватель: Эмилия Сафиуллина
 
Rambler's Top100 rss