TY - JOUR TI - Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - коучинг KW - коучинговые компетенции KW - регулирование профессии KW - этические нормы KW - профессиональное сообщество KW - профессиональный стандарт KW - коуч AB - Статья описывает социально-практический фон и концептуальные основания коучинга как развивающей практики и становления профессии «Коуч», представляет подход к разработке проекта профессионального стандарта «Коуч» в Российской Федерации. Импульсом к становлению и развитию коучинга как профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного общества. На индивидуальном уровне - запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути; на уровне корпораций - потребность в принципиальном повышении эффективности работников, мобилизации их внутреннего потенциала. Дана характеристика коучинга как развивающей практики и как профессии, описаны роли в которых выступают коуч и его клиент, даны определения коучинга как развивающей практики и профессиональной деятельности. Черты профессии: направленность на развитие человеческого потенциала, осознанность, активную жизненную позицию в решении личных, профессиональных и деловых задач, рефлексивность и осмысленность деятельности; диалоговый, недирективный, субъект-субъектный характер коучингового взаимодействия. Черты позиции коуча: нейтральность по отношению к заказчикуи клиенту услуги коучинга, невовлечённость в возможное столкновение интересов. Исследования восприятия коучинга в организациях показывают, что его ценность устойчиво воспринимается как очень высокая, при этом приоритеты коучинга примерно поровну распределены между целями развития сотрудников и решением конкретных задач/проблем. Основные форматы включения коучинга в образовательную практику: сопровождение учащихся (высшая школа, последипломное образование), поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях. Фактор, тормозящий развитие профессии во всех странах мира, - большое количество неадекватно подготовленных «коучей», размывание границ профессиональной деятельности, «замешательство˗путаница на рынке». Коучинговая подготовка принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, её ядром является обучение в деятельности, наставничество со стороны опытного коуча. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи коучинговой супервизии, которую осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой. Лучшие мировые практики развития профессии опираются на работу профессиональных ассоциаций/объединений, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы своих членов на основе формализованных коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объёму подготовки, прохождения супервизии, этического кодекса и др. Статья обосновывает необходимость создания национального стандарта профессии «Коуч». AU - М. В. Кларин UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2014-4-1/129261280.html PY - 2014 SP - 6-16 VL - 4