TY - JOUR TI - Искуcство как метод научного исследования: организационный контекст T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - художественные методы в организационном исследовании KW - художественное исследование KW - художественно-научная коллаборация KW - артистические интервенции в организациях AB - В данной обзорной статье ставится вопрос о переопределении отношений между художественными практиками и бизнес-организациями. Далее рассматриваются варианты применения художественных практик в контексте организационного исследования. Выделяются три типа исследований подобного рода. Во-первых, исследование с применением художественных практик, реализуемое учеными. Выполняется в первую очередь с целью получения знания о каком-либо феномене, эстетическая значимость итогового продукта сама по себе вторична. Однако при определенных условиях результаты такого исследования могут становиться художественными объектами. Во-вторых, художественное исследование, реализуемое художником, работающимв рамках проекта организации. Часто носит сугубо прикладной или рекламный характер, но иногда может быть расценено как своеобразное «исследование действием», при условии соответствующей научной рефлексии и работы с данными. В-третьих, художественное исследование организации, предпринимаемое независимым художником. Здесь речь идет о критическом осмыслении феноменов организационной жизни, которое становится важным источником рефлексии исследователей и обладает потенциалом для сотрудничества с учеными. Приводятся примеры соответствующих артистических интервенций, и анализируется их познавательная и эстетическая значимость. В целом, на наш взгляд, возникающие связи между организациями, бизнесом, искусством и наукой находятся в активной фазе развития и намечают крайне интересную перспективу возникновения некоей новой формы, не являющейся ни исследованием, ни искусством в привычном понимании. Однако методология подобных гибридных проектов, обеспечивающая одновременно практическую, художественную и познавательную ценность, требует дальнейшей проработки и осмысления. AU - А. Б. Паукова UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2015-5-4/174107210.html PY - 2015 SP - 39-53 VL - 5