TY - JOUR TI - Факторы принятия организационных решений о выборе стратегий взаимодействия в условиях неопределённости T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - принятие организационных решений KW - когнитивный фактор принятия решения KW - аффективный фактор принятия решения KW - ситуативный фактор принятия решения KW - дилемма заключённого KW - стратегия взаимодействия KW - стратегия сотрудничества KW - стратегия конфронтации AB - Процесс принятия организационных решений зависит от ряда факторов. В данной статье представлено экспериментальное исследование, основанное на уровневой модели факторов принятия решений Л. Томпсон, Д. Ванг и Б. Джуния (Thompson, Wang, & Gunia, 2010). Цель исследования. В исследовании рассматривалось принятие организационных решений на уровне межличностного взаимодействия, поэтому целью исследовании стало изучение аффективного, ситуативного и когнитивного факторов принятия организационных решений о выборе стратегий взаимодействия в условиях неопределённости. Метод. Был проведён эксперимент, в которомбыл смоделирован процесс принятия решения о выборе стратегии взаимодействия с помощью «дилеммы заключённых» из теории игр. Кроме того, использовалась методика ШПАНА (Шкала Позитивного Аффекта и Негативного Аффекта) для диагностики эмоционального состоянияличности (Осин, 2012). В исследовании приняли участие 120 испытуемых — 51 мужчина и 69 женщин, сотрудники российских организаций, средний возраст 36.8 лет. Все испытуемые были поделены на шесть групп по 20 человек — одна контрольная и пять экспериментальных групп. Результаты. Полученные результаты показали, что аффективный фактор, как положительной, так и отрицательной валентности, оказывает влияние на выбор стратегий взаимодействия.При позитивном эмоциональном состоянии увеличивается вероятность выбора сотрудниками стратегии сотрудничества (критерий χ2, р = 0.001), при негативном — увеличивается вероятность выбора стратегии конфронтации (χ2, р = 0.01). Дефицит времени как ситуативный фактор оказывает влияние на выбор сотрудниками стратегии конфронтации (χ2, р = 0.019). На когнитивном уровне выбор стратегии взаимодействия может обусловливаться формированием когнитивной установки, направленной на поведение своего оппонента. При формировании установкина то, что оппонент в силу своих личностных особенностей выберет стратегию сотрудничества, выбор стратегии другого оппонента в условиях неопределённости будет совпадать с этой установкой (χ2, р = 0.01). В обратной ситуации, если формируется установка на поведение оппонента, склонного идти на конфронтацию, то выбор стратегий не будет совпадать с этой установкой (χ2, р = 0.125). Практическая ценность результатов. На основе полученных результатов можетбыть сформулирован ряд практических рекомендаций и программа психологического тренинга для сотрудников организаций. AU - Ж. Э. Федотова AU - М. Р. Хачатурова UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2017-7-2/206997382.html PY - 2017 SP - 102-125 VL - 7