TY - JOUR TI - Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - жизнестойкость KW - личностные ресурсы KW - профессиональная педагогическая деятельность AB - Жизнестойкость выступает значимым ресурсом профессиональной деятельности педагога в условиях современной ситуации неопределённости. Цель. В статье отражены результаты обобщающего исследования, целью которого выступило изучение и описание жизнестойкости как внутреннего ресурса профессиональной деятельности педагогов, работающих в разных условиях. При планировании нашей работы мы исходили из предположения о том, что жизнестойкость по-разному задействуется педагогами при разных уровнях её выраженности, имеет специфику у учителей в сравнении с другими профессиональными группами, а также имеет отличия в связи с местом проживания и включённостью в управленческую деятельность. Метод. Статистическому анализу (кластерному, корреляционному и критериальному) были подвергнуты данные, собранные на группах учителей, руководителей образовательных учреждений и врачей, проживающих в Петропавловске-Камчатском и/или Вилючинске (Камчатский край). Результаты. В ходе исследования нами было обнаружено, что педагогам свойственно большее принятие риска в сравнении с врачами. Кроме того, учителя с высоким уровнем жизнестойкости в большей степени опираются на осмысленность и планирование жизни, на свой жизненный опыт, автономность по отношению к социуму, а учителя с низким уровнем жизнестойкости больше сосредоточены на эмоциональной и материальной стороне жизнедеятельности. Обнаружены различия параметров жизнестойкости в зависимости от места проживания. Выводы. По итогам исследования сделан вывод о том, что у педагогов-руководителей жизнестойкость и толерантность к неопределённости задействуется в основном в рациональном, когнитивном аспекте, а у педагогов, не включённых в руководящую деятельность, — в аффективном аспекте. Ценность результатов. Сделанные нами выводы требуют дальнейшей проверкина более объёмных и разноплановых профессиональных и возрастных выборках. Результаты могут быть использованы для оптимизации профессиональной среды педагога. AU - М. А. Фризен UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-2/221053502.html PY - 2018 SP - 72-85 VL - 8