@ARTICLE{33704756_230083965_2018, author = {Л. В. Карапетян and Г. А. Глотова}, keywords = {, эмоционально–личностное благополучие, самооценка эмоционально–личностного благополучия, профессиональный статуспрофессиональное выгорание}, title = {Психологические детерминанты эмоционально–личностного благополучия трудящихся}, journal = {Организационная психология}, year = {2018}, volume = {8}, number = {4}, pages = {8-23}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2018-8-4/230083965.html}, publisher = {}, abstract = {Цель — изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия специалистов различных видов профессиональной деятельности. Метод. В выборку вошли такие представители категории «трудящиеся», как врачи, педагоги, психологи, сотрудники полиции, инженерно-технические работники, рабочие промышленных предприятий, представители сферы услуг. Всего 1348 человек. Для изучения эмоционально-личностного благополучия авторами разработана исследовательская методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия», СЭЛБ. По итогам опроса с помощью кластерного анализа были выделены четыре группы респондентов: с высоким, повышенным, сниженным и низким индексом СЭЛБ. Результаты. Доказано, что эмоционально-личностное благополучие респондентов с разным профессиональным статусом имеет как сходства, так и различия. Наиболее высокий индекс СЭЛБ отмечен у специалистов профессий, предъявляющих особые требования к такому профессионально-важному качеству, как ответственность (полицейские, врачи, педагоги). Ниже других профессиональных групп оценивают своё эмоционально-личностное благополучие инженерно-технические работники производственных предприятий. В качестве детерминант эмоционально-личностного благополучия / неблагополучия рассматриваются психологические особенности респондентов (адаптационные возможности, подверженность профессиональному выгоранию). Полученные данные подтвердили, что исследуемые психологические особенности являются детерминантами эмоционально-личностного благополучия, и показали специфику их проявления в профессиональных сегментах. Ценность результатов. Результаты исследования могут использоваться при разработке программ психологического сопровождения специалистов с различным профессиональным статусом.}, annote = {Цель — изучение особенностей эмоционально-личностного благополучия специалистов различных видов профессиональной деятельности. Метод. В выборку вошли такие представители категории «трудящиеся», как врачи, педагоги, психологи, сотрудники полиции, инженерно-технические работники, рабочие промышленных предприятий, представители сферы услуг. Всего 1348 человек. Для изучения эмоционально-личностного благополучия авторами разработана исследовательская методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия», СЭЛБ. По итогам опроса с помощью кластерного анализа были выделены четыре группы респондентов: с высоким, повышенным, сниженным и низким индексом СЭЛБ. Результаты. Доказано, что эмоционально-личностное благополучие респондентов с разным профессиональным статусом имеет как сходства, так и различия. Наиболее высокий индекс СЭЛБ отмечен у специалистов профессий, предъявляющих особые требования к такому профессионально-важному качеству, как ответственность (полицейские, врачи, педагоги). Ниже других профессиональных групп оценивают своё эмоционально-личностное благополучие инженерно-технические работники производственных предприятий. В качестве детерминант эмоционально-личностного благополучия / неблагополучия рассматриваются психологические особенности респондентов (адаптационные возможности, подверженность профессиональному выгоранию). Полученные данные подтвердили, что исследуемые психологические особенности являются детерминантами эмоционально-личностного благополучия, и показали специфику их проявления в профессиональных сегментах. Ценность результатов. Результаты исследования могут использоваться при разработке программ психологического сопровождения специалистов с различным профессиональным статусом.} }