@ARTICLE{33704756_287845572_2019, author = {Н. И. Колачев and Е. Н. Осин and В. Шауфели and Ш. Дезарт}, keywords = {, выгорание, личностные ресурсы, оптимизм, самоэффективностьжизнестойкость}, title = {Личностные ресурсы и выгорание у сотрудников библиотек Московской области}, journal = {Организационная психология}, year = {2019}, volume = {9}, number = {2}, pages = {129-147}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2019-9-2/287845572.html}, publisher = {}, abstract = {Цель. В предлагаемой работе целью исследования стало изучение профессионального выгорания и его взаимосвязи с личностными ресурсами на выборке библиотекарей Московской области. Метод. Выборка включала 504 респондента в возрасте от 17 до 72 лет. Подавляющее большинство участников исследования — женщины (96%). Для измерения выгорания была использована модель, предложенная В. Шауфели и Ш. Дезарт. Основными конструктами для описания личностных ресурсов выступили оптимизм, жизнестойкость и самоэффективность. В качестве основного метода анализа использовалась многоуровневая регрессия, которая является оптимальной при анализе сгруппированных данных, чтобы не происходила переоценка вклада каких-либо переменных. В качестве предварительного анализа была проведена валидизация измерительной модели выгорания с помощью конфирматорного факторного анализа (с факторами первого и второго порядка). Результаты. Было показано,что уровень выгорания у испытуемых достаточно низкий, личностные ресурсы связаны с выгоранием тесно и отрицательно (rs = - .64, p < .01). Эффект личностных ресурсов различается в среднем по библиотекам (β = - .08, 95% CI[- .04; - .12]), но одинаков у работников сельских и городских библиотек (β = .03, 95% CI[- .15; .21]). Помимо личностных ресурсов, значимым предиктором уровня выгорания выступил возраст (β = - .10, 95% CI[- .18; - .02]), при этом вклад стажа работы оказался незначим. Выводы. Впервые было показано, что эффект личностных ресурсов изменяется по группам: чем выше отклонение по уровню выгорания, тем ниже вклад личностных ресурсов. В заключение обсуждаются результаты этой работы с ранее проведёнными исследованиями, а также говорится о возможности профессионального развития библиотекарей с учётом психологического состояния.}, annote = {Цель. В предлагаемой работе целью исследования стало изучение профессионального выгорания и его взаимосвязи с личностными ресурсами на выборке библиотекарей Московской области. Метод. Выборка включала 504 респондента в возрасте от 17 до 72 лет. Подавляющее большинство участников исследования — женщины (96%). Для измерения выгорания была использована модель, предложенная В. Шауфели и Ш. Дезарт. Основными конструктами для описания личностных ресурсов выступили оптимизм, жизнестойкость и самоэффективность. В качестве основного метода анализа использовалась многоуровневая регрессия, которая является оптимальной при анализе сгруппированных данных, чтобы не происходила переоценка вклада каких-либо переменных. В качестве предварительного анализа была проведена валидизация измерительной модели выгорания с помощью конфирматорного факторного анализа (с факторами первого и второго порядка). Результаты. Было показано,что уровень выгорания у испытуемых достаточно низкий, личностные ресурсы связаны с выгоранием тесно и отрицательно (rs = - .64, p < .01). Эффект личностных ресурсов различается в среднем по библиотекам (β = - .08, 95% CI[- .04; - .12]), но одинаков у работников сельских и городских библиотек (β = .03, 95% CI[- .15; .21]). Помимо личностных ресурсов, значимым предиктором уровня выгорания выступил возраст (β = - .10, 95% CI[- .18; - .02]), при этом вклад стажа работы оказался незначим. Выводы. Впервые было показано, что эффект личностных ресурсов изменяется по группам: чем выше отклонение по уровню выгорания, тем ниже вклад личностных ресурсов. В заключение обсуждаются результаты этой работы с ранее проведёнными исследованиями, а также говорится о возможности профессионального развития библиотекарей с учётом психологического состояния.} }