TY - JOUR TI - Взаимосвязь эмоционального интеллекта и предпочитаемого стиля юмора в контексте профессионального общения T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - стили юмора KW - эмоциональный интеллект KW - межличностная самоэффективность KW - общение в профессиональной деятельности AB - Цель. Пилотажное исследование посвящено поиску и анализу взаимосвязи эмоционального интеллекта и предпочитаемых стилей юмора в контексте профессионального общения. Метод. Выборка состояла из 101 респондента, 27 мужчин и 74 женщины. Из них — 42 представителя социономических видов труда (менеджеры по работе с клиентами, руководители подразделений банка, рекрутеры, юристы и другие) и 59 представителей других профессий (инженеры, программисты, бухгалтеры и другие). В качестве основных переменных исследования выступили показатели эмоционального интеллекта по опроснику Д. В. Люсина, стилей юмора Р. Мартина, методики межличностной самоэффективности М. Шеера и Дж. Маддукса, а также самооценки частоты профессионального общения и публичных выступлений. Статистические методы включали корреляционный анализ (ρ-критерий Спирмена), сравнительный анализ (U-критерий Манна — Уитни) и кластерный анализ (k-means). Результаты. Было показано, что внутриличностный эмоциональный интеллект (осознание и понимание своих чувств и эмоций, а также управление ими) связан с использованием самоподдерживающего юмора в профессиональном общении (ρ = 0,365, p ≤ 0,01) и избеганием деструктивного юмора — агрессивного (ρ = -0,355, p ≤ 0,01) и самоуничижительного стилей (ρ = -0,286, p ≤ 0,05). Респонденты со сниженными показателям деструктивного юмора имеют более высокие показатели внутриличностного эмоционального интеллекта (U = 839, р < 0,004) по сравнению с респондентами, которые вравной степени используют все стили юмора. Было выявлено, что представители социономических видов труда не отличаются от других групп профессионалов по показателям эмоционального интеллекта и конструктивного юмора. Однако респонденты, которые по роду деятельности часто взаимодействуют с коллегами / клиентами и выступают публично, характеризуются более высокими показателями межличностного эмоционального интеллекта (осознание, понимание и управление эмоциями других в процессе взаимодействия) и чаще используют само-поддерживающий юмор как инструмент саморегуляции своего состояния. Выводы. Полученные результаты согласуются с данными других исследований о регулирующей функции самоподдерживающего юмора в напряженных и стрессовых ситуациях, помогающей человеку ослаблять негативные эмоции и управлять своим состоянием. Данное исследование позволяет обозначить линии использования адаптивного потенциала юмора в программах развития навыков психологической саморегуляции состояния в контексте организаций. AU - А. А. Устинова AU - А. А. Качина UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2019-9-4/327939936.html PY - 2019 SP - 125-140 VL - 9