@ARTICLE{33704756_430968915_2020, author = {Б. А. Ясько and Б. В. Казарин}, keywords = {, динамическая функциональная структура личности специалиста, модель специалиста, профессиографирование, профессионально важные качества, профессиональный стандарт, стиль принятия управленческих решенийуправленческие компетенции}, title = {Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практическая востребованность}, journal = {Организационная психология}, year = {2020}, volume = {10}, number = {4}, pages = {109-137}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2020-10-4/430968915.html}, publisher = {}, abstract = {Цель исследования — изучить управленческие компетенции и лидерские стили руководителей организаций здравоохранения высшего и линейного уровней, образующие специфические свойства, способности, умения и их вариативные проявления как компоненты подструктуры личностных качеств, обусловленных опытом и процессом профессионализации в модели личности врача. Метод. Выборку составили 135 респондентов: главные врачи (n = 26); заместители главного врача (n = 32); заведующие подразделениями (n = 47); врачи-эксперты (n = 30). Использованы методы: анализ нормативных документов; экспертный анализ; психодиагностика (Тест-опросник «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Френсиса; опросник «Стиль принятия управленческих решений» А. В. Карпова и Е. В. Марковой). Результаты. Анализ Профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» обнаружил общие профессиональные компетенции, которые являются деятельностными детерминантами свойств, способностей, умений в структуре специфического сегмента в модели личности врача. К ним относятся: руководство всеми видами деятельности в организации; организация различных форм делового общения; принятие управленческих решений; осуществление внутриорганизационного контроля деятельности; непрерывное совершенствование профессиональных знаний; формирование, поддержание и развитие корпоративной культуры. Определены особенности профессиональных задач субъектов высшегои линейного менеджмента как детерминант вариативных свойств, способностей и умений. С помощью кластерного анализа выделены три субмодели личности специалиста «Врач-руководитель»: «Главный врач»; «Заместитель главного врача»; «Заведующий клиническим подразделением», которые могут рассматриваться как верификация системной модели личности «Врач-клиницист». Ценность результатов. Полученные результаты расширяют представленияо многообразии подходов к анализу феноменологии системы «человек — профессия» рассмотрением научно-методологического ресурса концепции моделирования личности профессионала (специалиста). Вводится понятие «модель личности специалиста», которое раскрывается как открытая система, образованная комплементарным взаимодействием инвариантных, специфических и вариативных образований, в которых функционально взаимосвязаны свойства, способности, умения, детерминированные процессом профессиогенеза и индивидуальностью специалиста как субъекта труда. Модель может служить источником необходимой информации для организационного психолога, специалиста по управлению персоналом при разработке локальных моделей специалиста в организации.}, annote = {Цель исследования — изучить управленческие компетенции и лидерские стили руководителей организаций здравоохранения высшего и линейного уровней, образующие специфические свойства, способности, умения и их вариативные проявления как компоненты подструктуры личностных качеств, обусловленных опытом и процессом профессионализации в модели личности врача. Метод. Выборку составили 135 респондентов: главные врачи (n = 26); заместители главного врача (n = 32); заведующие подразделениями (n = 47); врачи-эксперты (n = 30). Использованы методы: анализ нормативных документов; экспертный анализ; психодиагностика (Тест-опросник «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Френсиса; опросник «Стиль принятия управленческих решений» А. В. Карпова и Е. В. Марковой). Результаты. Анализ Профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» обнаружил общие профессиональные компетенции, которые являются деятельностными детерминантами свойств, способностей, умений в структуре специфического сегмента в модели личности врача. К ним относятся: руководство всеми видами деятельности в организации; организация различных форм делового общения; принятие управленческих решений; осуществление внутриорганизационного контроля деятельности; непрерывное совершенствование профессиональных знаний; формирование, поддержание и развитие корпоративной культуры. Определены особенности профессиональных задач субъектов высшегои линейного менеджмента как детерминант вариативных свойств, способностей и умений. С помощью кластерного анализа выделены три субмодели личности специалиста «Врач-руководитель»: «Главный врач»; «Заместитель главного врача»; «Заведующий клиническим подразделением», которые могут рассматриваться как верификация системной модели личности «Врач-клиницист». Ценность результатов. Полученные результаты расширяют представленияо многообразии подходов к анализу феноменологии системы «человек — профессия» рассмотрением научно-методологического ресурса концепции моделирования личности профессионала (специалиста). Вводится понятие «модель личности специалиста», которое раскрывается как открытая система, образованная комплементарным взаимодействием инвариантных, специфических и вариативных образований, в которых функционально взаимосвязаны свойства, способности, умения, детерминированные процессом профессиогенеза и индивидуальностью специалиста как субъекта труда. Модель может служить источником необходимой информации для организационного психолога, специалиста по управлению персоналом при разработке локальных моделей специалиста в организации.} }