TY - JOUR TI - Ролевые модели руководителей образовательных организаций, демонстрирующих токсичное лидерство в ситуации сложного управленческого решения T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - ролевая модель KW - ситуации сложного управленческого решения KW - токсичное лидерство KW - стиль руководства KW - виктимное поведение AB - Цель данной статьи заключается в выявлении ролевых моделей руководителей образовательной организации, демонстрирующих токсичное лидерство в ситуации сложного управленческого решения. Дизайн исследования предполагал описание каждым руководителем (N = 166, 100 мужчин и 66 женщин, средний возраст 44,2 года) ситуации сложного управленческого решения, которые встречались в его прошлом опыте. После выявления реестра сложных управленческих решений с руководителями был проведён ряд диагностических процедур, включающих тестирование по трём опросникам и ролевое моделирование ситуации сложного управленческого решения. Анализ данных проводился через сопряжение ситуации сложногоу правленческого решения, ролевой модели, ожиданий и мотива в зависимости от пола руководителей по критерию χ2 Пирсона. Затем осуществлялось изучение влияния ролевой модели настиль руководства и виктимное поведение (однофакторный дисперсионный анализ — ANOVA). Результаты. Применение дисперсионного анализа показало, что в зависимости от предпочитаемой ролевой модели руководители различаются стилями управления и виктимным поведением. В частности, обнаружено статистически значимое различие в попустительском и коллегиальном компонентах стиля управления (p < 0,01), а также по всем параметрам склонностик виктимному поведению (p < 0,05). Выводы. В ситуации сложного управленческого решения руководители среднего звена образовательного учреждения предпочитают ролевые модели, связанные с функциями контроля и руководства. При этом половина респондентов женского пола используют мужскую ролевую модель. Руководители, использующие роли взрослых мужчины и женщины в сложной управленческой ситуации, характеризуются склонностью к гиперсоциальному поведению (p < 0,05) и демонстрируют конструктивные стили руководства. Руководители с реализуемыми мужскими ролевыми моделями периода ранней молодости в сложной управленческой ситуации демонстрируют виктимный стиль поведения и склонны к демонстрации токсичного лидерства. Ещё одной неконструктивной моделью руководства является детская ролевая модель, с которой связаны такие параметры виктимного поведения, как зависимость и некритичность (p < 0,01). Ценность результатов. В статье представлены данные, позволяющие вскрыть значение ролевых моделей в поведении управленцев образовательных учреждений, показана роль виктимных характеристик в демонстрации токсичного лидерства. AU - О. О. Андронникова AU - Ю. М. Перевозкина AU - А. В. Серый AU - М. С. Яницкий AU - Т. Ю. Петровская UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2020-10-4/431063961.html PY - 2020 SP - 138-155 VL - 10