TY - JOUR TI - Концептуализация школы как организации: обзор литературы T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - школа как организация KW - организационная культура школы KW - организационная культура KW - образовательная среда AB - Цель. В статье проведены анализ и систематизация современных представлений о школе как организации. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время на законодательном уровне школа стала рассматриваться как образовательная организация. Такая формулировка открывает перспективу изучения данного социального института с позиции организационной психологии. Результаты. Описаны метафоры и модели школы как социальной организации, проанализированы аналогии учебного и производственного процесса. Выделены ключевые показатели эффективности работы школы и подробно раскрыты актуальные проблемы взаимодействия основных участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей и администрации. Анализируется специфика организации работы школы, обоснована важность обеспечения синхронизации целей, ценностей и общего видения для создания и поддержания благоприятной атмосферы в школьной организации. Обозначаетсяроль неформальной структуры школы — организационной культуры. Выводы. Проведённый литературный анализ даёт основание предположить, что исследование проблем школы как организации должно осуществляться в парадигме организационной культуры. Такой подход обеспечит корректное комплексное понимание контекста социального взаимодействия участников образовательного процесса, согласование их совместной работы для успешной реализации всех поставленных школой целей. Ценность результатов. Данное направление исследований всё ещё недостаточно развито в отечественных работах, тем не менее можно утверждать, что необходимость учёта организационной культуры школы позволит по-новому взглянуть на внутренние и внешние процессы её деятельности. Развитие исследований в этом направлении является перспективным, так как даёт возможность выйти на качественно новый уровень прогрессивного преобразования школьной системы в нашей стране. AU - Р. К. Несмеянова AU - С. А. Липатов UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2020-10-4/431515130.html PY - 2020 SP - 184-204 VL - 10