@ARTICLE{33704756_462895679_2021, author = {Е. К. Завьялова and С. Т. Посохова and А. Ю. Лисовская and Д. Н. Соколов}, keywords = {, концепция непрерывного образования, дополнительное образование, «Мастер делового администрирования», EMBA, особенности личностипсихологические факторы}, title = {Кто в России учится управлению: особенности личности слушателей образовательных программ «Мастер делового администрирования»}, journal = {Организационная психология}, year = {2021}, volume = {11}, number = {1}, pages = {162-187}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-1/462895679.html}, publisher = {}, abstract = {Целью настоящего исследования является выявление и анализ личностных свойств слушателей, обучающихся на дополнительных программах «Мастер делового администрирования для высших руководителей» (Executive Master of Business Administration, EMBA). Работа представляет собой часть многопланового исследования, посвящённого выявлению и анализу психологических факторов профессиональной реализации и социальной успешности людей, решившихся на получение дополнительного образования в зрелом возрасте. Современная концепция непрерывного образования реализуется на практике, однако психологические и экономические аспекты обучения взрослых людей до настоящего времени недостаточно изучены. Дизайн исследования. В исследовании участвовали 418 человек, прошедших обучение на двухгодичной программе ЕМВА в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (138 женщин и 280 мужчин в возрасте от 28 до 40 лет, представители разных регионов России). Процесс обучения на программах ЕМВА / МВА отличается значительной ресурсоёмкостью, требующей умственных, временных и финансовых затрат. Метод. Методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный подход. В качестве эмпирических методов использованы личностный опросник Р. Кэттелла (16РF), опросник И. Б. Майерс и К. Бриггс (MBTI), опросник М. Белбина. В качестве инструментов математико-статистического анализа применялись методы описательной статистики и эксплораторный факторный анализ. Результаты. Установлено, что для слушателей EMBA характерны высокие интеллектуальные и коммуникативные возможности, умеренная эмоциональная устойчивость и умеренный самоконтроль. Преобладают логико-сенсорный рациональный тип экстраверта, логико-сенсорный рациональный тип интроверта, логико-интуитивный рациональный тип экстраверта и логико-интуитивный рациональный тип интроверта. В выборе командных ролей слушатели наиболее ориентированы на лидерство в действиях по эффективной организации людей и рабочих процессов (роли «Мотиватор» и «Практик-организатор»). К интегральным составляющим личностного потенциала можно отнести экстравертированность, исполнительскую ответствен-ность, социальную чувствительность, аналитичность и системность мышления, недостаточную самоорганизацию, эгоцентрическое лидерство, проявляющиеся в факторной структуре соответствующих психологических показателей. Результаты. Результаты исследования представляют интерес для раскрытия личностных механизмов профессиональной и карьерной самореализации взрослых людей в условиях пожизненного образования, а также для разработки критериев эффективного отбора слушателей и развития содержания программ дополнительного обучения.}, annote = {Целью настоящего исследования является выявление и анализ личностных свойств слушателей, обучающихся на дополнительных программах «Мастер делового администрирования для высших руководителей» (Executive Master of Business Administration, EMBA). Работа представляет собой часть многопланового исследования, посвящённого выявлению и анализу психологических факторов профессиональной реализации и социальной успешности людей, решившихся на получение дополнительного образования в зрелом возрасте. Современная концепция непрерывного образования реализуется на практике, однако психологические и экономические аспекты обучения взрослых людей до настоящего времени недостаточно изучены. Дизайн исследования. В исследовании участвовали 418 человек, прошедших обучение на двухгодичной программе ЕМВА в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (138 женщин и 280 мужчин в возрасте от 28 до 40 лет, представители разных регионов России). Процесс обучения на программах ЕМВА / МВА отличается значительной ресурсоёмкостью, требующей умственных, временных и финансовых затрат. Метод. Методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный подход. В качестве эмпирических методов использованы личностный опросник Р. Кэттелла (16РF), опросник И. Б. Майерс и К. Бриггс (MBTI), опросник М. Белбина. В качестве инструментов математико-статистического анализа применялись методы описательной статистики и эксплораторный факторный анализ. Результаты. Установлено, что для слушателей EMBA характерны высокие интеллектуальные и коммуникативные возможности, умеренная эмоциональная устойчивость и умеренный самоконтроль. Преобладают логико-сенсорный рациональный тип экстраверта, логико-сенсорный рациональный тип интроверта, логико-интуитивный рациональный тип экстраверта и логико-интуитивный рациональный тип интроверта. В выборе командных ролей слушатели наиболее ориентированы на лидерство в действиях по эффективной организации людей и рабочих процессов (роли «Мотиватор» и «Практик-организатор»). К интегральным составляющим личностного потенциала можно отнести экстравертированность, исполнительскую ответствен-ность, социальную чувствительность, аналитичность и системность мышления, недостаточную самоорганизацию, эгоцентрическое лидерство, проявляющиеся в факторной структуре соответствующих психологических показателей. Результаты. Результаты исследования представляют интерес для раскрытия личностных механизмов профессиональной и карьерной самореализации взрослых людей в условиях пожизненного образования, а также для разработки критериев эффективного отбора слушателей и развития содержания программ дополнительного обучения.} }