@ARTICLE{33704756_484841231_2021, author = {М. Н. Бочкова and В. А. Шаповал and Н. В. Мешкова and С. Н. Ениколопов}, keywords = {, антисоциальная креативность, эмоциональный интеллект, сотрудники органов внутренних дел (ОВД), девиантное поведение, «Большая пятёрка», враждебностьсотрудничество}, title = {Особенности антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта у сотрудников органов внутренних дел в зависимости от образования и стажа работы}, journal = {Организационная психология}, year = {2021}, volume = {11}, number = {2}, pages = {154-168}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-2/484841231.html}, publisher = {}, abstract = {Проблема девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел остается высоко актуальной, а его причины многими авторами объясняются профессиональной деформацией, связанной со спецификой и продолжительностью службы. Исследования девиантного поведения подростков и агрессивного общения между сотрудниками в бизнесе показывают, что важная роль в данном случае принадлежит антисоциальной креативности, сочетающейся со снижением психодиагностических показателей эмоционального интеллекта. Цель. Цель исследования состояла в изучении особенностей антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта сотрудников ОВД с разным уровнем образования и стажем службы. Метод. Выборку составили слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России (N = 59; из них 34 мужчины; 48 с высшим образованием; со стажем службы до пяти лет (n = 35) и свыше пяти лет включительно (n = 18), а также курсанты второго и третьего курсов (n = 26). Использовались психодиагностические методики: опросник агрессии А. Басса и М. Перри, опросник Д. В. Люсина «ЭмИн», опросник Р. Кристи и Ф. Гайс «Мак-IV», опросник П. Косты и Р. МакКрэя «NEO-FFI», а также адаптированный на российской выборке опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» Н. Хао с соавторами. Проверялись гипотезы о различиях в уровнях антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта: 1) между сотрудниками полиции с высшим образованием и курсантами; 2) между сотрудниками полиции, имеющими разный стаж службы. Результаты. Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутые гипотезы, хотя и не в полном объёме: не удалось выявить значимых различий между всеми подвыборками в уровне антисоциальной креативности; однако сотрудники ОВД (как с высшим образованием, так и сразным стажем службы) достоверно отличались от курсантов более высокими значениями показателей понимания эмоций. Подвыборка сотрудников ОВД со стажем службы более пяти лет значимо отличалась низкими значениями психодиагностического показателя «Сотрудничество» как черты «Большой пятёрки» по сравнению с теми из них, кто прослужил менее пяти лет, а сотрудники ОВД со средним образованием оказались менее враждебными по сравнению с сотрудниками, имеющими высшее образование. Выявлены следующие особенности антисоциальной креативности: у курсантов её предиктором оказался показатель «Враждебность», а в остальных подвыборках — показатель «Сотрудничество». Выводы. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что важную роль в девиантном поведении сотрудников ОВД играет такая черта личности «Большой пятёрки», как Сотрудничество. Показатель «Профессиональная агрессия», выявляемый в рамках диагностики профессиональной личностной деформации сотрудников ОВД, по-видимому, имеет более сложную природу: является следствием ряда личностных черт, среди которых особо отмечается враждебность (когнитивный компонент агрессии). Выявленный вклад ряда предикторов в поведение, характеризующееся профессиональной агрессией, важно принимать во внимание при осуществлении профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и мониторинга психологических характеристик сотрудников при психологическом сопровождении их оперативно-служебной деятельности (курсантов образовательных организаций системы МВД России при психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса).}, annote = {Проблема девиантного поведения сотрудников органов внутренних дел остается высоко актуальной, а его причины многими авторами объясняются профессиональной деформацией, связанной со спецификой и продолжительностью службы. Исследования девиантного поведения подростков и агрессивного общения между сотрудниками в бизнесе показывают, что важная роль в данном случае принадлежит антисоциальной креативности, сочетающейся со снижением психодиагностических показателей эмоционального интеллекта. Цель. Цель исследования состояла в изучении особенностей антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта сотрудников ОВД с разным уровнем образования и стажем службы. Метод. Выборку составили слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России (N = 59; из них 34 мужчины; 48 с высшим образованием; со стажем службы до пяти лет (n = 35) и свыше пяти лет включительно (n = 18), а также курсанты второго и третьего курсов (n = 26). Использовались психодиагностические методики: опросник агрессии А. Басса и М. Перри, опросник Д. В. Люсина «ЭмИн», опросник Р. Кристи и Ф. Гайс «Мак-IV», опросник П. Косты и Р. МакКрэя «NEO-FFI», а также адаптированный на российской выборке опросник «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» Н. Хао с соавторами. Проверялись гипотезы о различиях в уровнях антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта: 1) между сотрудниками полиции с высшим образованием и курсантами; 2) между сотрудниками полиции, имеющими разный стаж службы. Результаты. Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутые гипотезы, хотя и не в полном объёме: не удалось выявить значимых различий между всеми подвыборками в уровне антисоциальной креативности; однако сотрудники ОВД (как с высшим образованием, так и сразным стажем службы) достоверно отличались от курсантов более высокими значениями показателей понимания эмоций. Подвыборка сотрудников ОВД со стажем службы более пяти лет значимо отличалась низкими значениями психодиагностического показателя «Сотрудничество» как черты «Большой пятёрки» по сравнению с теми из них, кто прослужил менее пяти лет, а сотрудники ОВД со средним образованием оказались менее враждебными по сравнению с сотрудниками, имеющими высшее образование. Выявлены следующие особенности антисоциальной креативности: у курсантов её предиктором оказался показатель «Враждебность», а в остальных подвыборках — показатель «Сотрудничество». Выводы. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что важную роль в девиантном поведении сотрудников ОВД играет такая черта личности «Большой пятёрки», как Сотрудничество. Показатель «Профессиональная агрессия», выявляемый в рамках диагностики профессиональной личностной деформации сотрудников ОВД, по-видимому, имеет более сложную природу: является следствием ряда личностных черт, среди которых особо отмечается враждебность (когнитивный компонент агрессии). Выявленный вклад ряда предикторов в поведение, характеризующееся профессиональной агрессией, важно принимать во внимание при осуществлении профессионального психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и мониторинга психологических характеристик сотрудников при психологическом сопровождении их оперативно-служебной деятельности (курсантов образовательных организаций системы МВД России при психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса).} }