@ARTICLE{33704756_484842043_2021, author = {Н. Н. Карловская and Е. В. Камнева and Е. Б. Моргунов and М. В. Полевая and Н. С. Пряжников}, keywords = {, принцип цикличности, карьерные и жизненные циклыпрофессиональное и личностное самоопределение}, title = {Принцип «цикличности» в карьерном самоопределении личности}, journal = {Организационная психология}, year = {2021}, volume = {11}, number = {2}, pages = {169-193}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-2/484842043.html}, publisher = {}, abstract = {В контексте карьерного (личностного, жизненного и профессионального) самоопределения «циклы» понимаются как повторяющиеся действия, ориентированные на свою завершённость (успешность, эффективность). Сами «циклы» рассматриваются как средство упорядочивания активности субъекта самоопределения, а также — упорядочивания деятельности специалистов (психологов, педагогов, коучей), помогающих человеку в решении задач жизненного, профессионального и личностного самоопределения. В этом смысле можно говорить о «принципе цикличности», задающем определённые правила и границы самоопределения. В статье делается сравнительный анализ «циклов» самоопределения и близких понятий, на основе чего выявляется их специфика по отношению к этим понятиям — более выраженная повторяемость «циклов». Проводится анализ соотношения содержательной и процессуальной сторон «циклов» и показывается их взаимосвязь. Выделяются специфика «циклов» на разных этапах карьерного развития личности. В качестве основных характеристик циклов указываются: повторяемость; стремление человека к успешному завершению цикла; одновременное включение человека в разные циклы; разная направленность циклов; сложная структура циклов; относительная целостность (системность) циклов. Предлагается типология циклов на до-профессиональном этапе развития субъекта труда: 1) обеспечивающие саму организацию подготовки оптанта к решению карьерных задач; 2) обеспечивающие сами карьерные и жизненные выборы; 3) обеспечивающие будущую трудовую деятельность и построение желаемого образа и стиля жизни, с последующей возможной корректировкой своих жизненных и карьерных планов. Подробно описывается специфика «принципа цикличности», применительно к разным задачам профориентации (информационно-справочной, психодиагностической, морально-эмоциональной поддержки клиента, помощи в конкретных выборах и в планировании карьеры). Рассматриваются возможности «циклов» в качестве «единиц анализа» определённых аспектов личностного и профессионального самоопределения. В заключении статьи ставятся вопросыдля дальнейшего развития и реализации «принципа цикличности», например: 1) изучить специфику циклов личностного и профессионального самоопределения, применительно к каждому этапу развития будущего субъекта труда; 2) обозначить альтернативные варианты циклов, применительно к сходным задачам карьерного самоопределения; 3) описать варианты взаимодополнения и взаимокомпенсации циклов; 4) осмыслить ключевые моменты перехода циклического развития в спиралевидное; 5) выделить условия, которые приводят к «зацикливанию» в карьерном и личностном развитии; 6) изучить циклы, в которых участвуют в разном качестве многие люди, включая смену участников в рамках одного цикла.}, annote = {В контексте карьерного (личностного, жизненного и профессионального) самоопределения «циклы» понимаются как повторяющиеся действия, ориентированные на свою завершённость (успешность, эффективность). Сами «циклы» рассматриваются как средство упорядочивания активности субъекта самоопределения, а также — упорядочивания деятельности специалистов (психологов, педагогов, коучей), помогающих человеку в решении задач жизненного, профессионального и личностного самоопределения. В этом смысле можно говорить о «принципе цикличности», задающем определённые правила и границы самоопределения. В статье делается сравнительный анализ «циклов» самоопределения и близких понятий, на основе чего выявляется их специфика по отношению к этим понятиям — более выраженная повторяемость «циклов». Проводится анализ соотношения содержательной и процессуальной сторон «циклов» и показывается их взаимосвязь. Выделяются специфика «циклов» на разных этапах карьерного развития личности. В качестве основных характеристик циклов указываются: повторяемость; стремление человека к успешному завершению цикла; одновременное включение человека в разные циклы; разная направленность циклов; сложная структура циклов; относительная целостность (системность) циклов. Предлагается типология циклов на до-профессиональном этапе развития субъекта труда: 1) обеспечивающие саму организацию подготовки оптанта к решению карьерных задач; 2) обеспечивающие сами карьерные и жизненные выборы; 3) обеспечивающие будущую трудовую деятельность и построение желаемого образа и стиля жизни, с последующей возможной корректировкой своих жизненных и карьерных планов. Подробно описывается специфика «принципа цикличности», применительно к разным задачам профориентации (информационно-справочной, психодиагностической, морально-эмоциональной поддержки клиента, помощи в конкретных выборах и в планировании карьеры). Рассматриваются возможности «циклов» в качестве «единиц анализа» определённых аспектов личностного и профессионального самоопределения. В заключении статьи ставятся вопросыдля дальнейшего развития и реализации «принципа цикличности», например: 1) изучить специфику циклов личностного и профессионального самоопределения, применительно к каждому этапу развития будущего субъекта труда; 2) обозначить альтернативные варианты циклов, применительно к сходным задачам карьерного самоопределения; 3) описать варианты взаимодополнения и взаимокомпенсации циклов; 4) осмыслить ключевые моменты перехода циклического развития в спиралевидное; 5) выделить условия, которые приводят к «зацикливанию» в карьерном и личностном развитии; 6) изучить циклы, в которых участвуют в разном качестве многие люди, включая смену участников в рамках одного цикла.} }