@ARTICLE{33704756_550455736_2021, author = {Ю. С. Мурзина and В. П. Позняков and С. М. Дьячков and А. В. Язовских}, keywords = {, ценностные ориентации предпринимателей, ценностные ориентации владельцев бизнеса, малый бизнесэтапы жизненного цикла организации}, title = {Сравнительный анализ ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса с разной продолжительностью работы компаний на рынке}, journal = {Организационная психология}, year = {2021}, volume = {11}, number = {4}, pages = {9-35}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-4/550455736.html}, publisher = {}, abstract = {Биологическая и социальная жизнь происходит в системе повторяющихся колебаний. Циклические процессы характеризуют экономическую систему и психическую жизнь человека. Цель. Статья посвящена изучению циклических изменений в системе ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса. Метод. Для проверки гипотезы о различии ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса на разных этапах его развития мы использовали глубинное интервью «Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса». Выборку составили 131 человек — владельцы малого бизнеса, отнесённые в одну из четырёх групп сравнения по времени существования их предприятий: до пяти лет, 6-10 лет, 11-20 лет, более 20 лет. Обработка данных проходила в программе R. Для сравнения 213 категориальных переменных использовался критерий Хи-квадрат, для сравнения значимости различий между группами по количественным переменным применялся критерий Манна — Уитни с указанием медианного значения и интерквартильного интервала. Результаты. Были обнаружены константные ценностные ориентации, различия по которым между группами не имели значимых различий. Всего выделено пять ценностных ориентаций, свойственных всем возрастным периодам: в сфере бизнеса это «Ответственность», «Избегание конфликтов», «Независимость»; в сфере семьи — «Нет лидера, паритет» и «Финансовая ответственность на муже». Кроме того, были выделены переменные ценностные ориентации; различия по ним статистически значимы между группами. Обобщая, мы описали несколько тенденций изменения ценностных ориентаций: 1) профессионализм важен всегда, но особенно на этапе Юности и Зрелости бизнеса; 2) формирование этичной позиции бизнеса происходит в период Мудрости; 3) наблюдается неравномерность распределения энергии владельца на четырёх жизненных этапах развития организации. В сфере семейных отношений была выявлена четвёртая закономерность — предприниматели старше 50 лет больше внимания и смыслов вкладывают в воспитание собственных детей. В итоге была предложена «Модель циклических изменений в ценностных ориентаций владельцев бизнеса». В основу Модели положены четыре возрастных этапа бизнеса и значимо различающиеся по группам ценностные ориентации владельцев: «Детство» (до пяти лет) — Манифестация профессионализма; «Юность» (6-10 лет) — Упорство и целеустремлённость; «Зрелость» (11-20 лет) — Стабильность; «Мудрость» (более 20 лет) — Восстановление энергии и служение людям. Ценность результатов. Предложенная Модель динамики ценностных ориентаций может быть использована для предвидения циклических изменений, проработки ценностных оснований на разных этапах развития бизнеса, решения нормативных кризисов роста.Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».}, annote = {Биологическая и социальная жизнь происходит в системе повторяющихся колебаний. Циклические процессы характеризуют экономическую систему и психическую жизнь человека. Цель. Статья посвящена изучению циклических изменений в системе ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса. Метод. Для проверки гипотезы о различии ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса на разных этапах его развития мы использовали глубинное интервью «Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса». Выборку составили 131 человек — владельцы малого бизнеса, отнесённые в одну из четырёх групп сравнения по времени существования их предприятий: до пяти лет, 6-10 лет, 11-20 лет, более 20 лет. Обработка данных проходила в программе R. Для сравнения 213 категориальных переменных использовался критерий Хи-квадрат, для сравнения значимости различий между группами по количественным переменным применялся критерий Манна — Уитни с указанием медианного значения и интерквартильного интервала. Результаты. Были обнаружены константные ценностные ориентации, различия по которым между группами не имели значимых различий. Всего выделено пять ценностных ориентаций, свойственных всем возрастным периодам: в сфере бизнеса это «Ответственность», «Избегание конфликтов», «Независимость»; в сфере семьи — «Нет лидера, паритет» и «Финансовая ответственность на муже». Кроме того, были выделены переменные ценностные ориентации; различия по ним статистически значимы между группами. Обобщая, мы описали несколько тенденций изменения ценностных ориентаций: 1) профессионализм важен всегда, но особенно на этапе Юности и Зрелости бизнеса; 2) формирование этичной позиции бизнеса происходит в период Мудрости; 3) наблюдается неравномерность распределения энергии владельца на четырёх жизненных этапах развития организации. В сфере семейных отношений была выявлена четвёртая закономерность — предприниматели старше 50 лет больше внимания и смыслов вкладывают в воспитание собственных детей. В итоге была предложена «Модель циклических изменений в ценностных ориентаций владельцев бизнеса». В основу Модели положены четыре возрастных этапа бизнеса и значимо различающиеся по группам ценностные ориентации владельцев: «Детство» (до пяти лет) — Манифестация профессионализма; «Юность» (6-10 лет) — Упорство и целеустремлённость; «Зрелость» (11-20 лет) — Стабильность; «Мудрость» (более 20 лет) — Восстановление энергии и служение людям. Ценность результатов. Предложенная Модель динамики ценностных ориентаций может быть использована для предвидения циклических изменений, проработки ценностных оснований на разных этапах развития бизнеса, решения нормативных кризисов роста.Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».} }