TY - JOUR TI - Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и ХХI столетий. Часть первая T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - профессиональный отбор KW - парадигмы KW - задачи KW - профессиональное становление субъекта AB - В двух статьях под одним названием на примере формулирования задач профессионального отбора обсуждаются методология и идеологемы управления человеческими ресурсами. Рассматриваются тенденции исторических изменений состояния социальных объектов (людей, социальных групп, организаций, институтов), предметных областей и дисциплинарной методологии, понимания психологами содержания социального запроса. Цель исследования: критический анализ на примере профессионального отбора теории и практики решения задач управления человеческими ресурсами. Предмет анализа: представления о профессиональном отборе как научной и научно-практической проблеме. Метод. Были использованы историко-теоретический анализ, ретроспективный анализ результатов эмпирических исследований. Гипотеза. Формулирование научных и научнопрактических задач определяется взаимодействием ряда факторов, а именно: эволюцией социальных объектов, актуального и латентного социального запроса, состоянием методологии и методов дисциплины и другими. Адекватная методологическая рефлексия состояния социальных объектов, форм социального запроса, состоянием методологи и методов дисциплины способствует успешности решения дисциплинарных научных и научно-практических задач, неадекватная — её снижает. В заключение данной (первой) статьи констатируется, что в конце ХХ столетия наметился выход за пределы актуального времени и пространства как условий решения кадровых задач компаний. Представления о требуемых качествах субъекта смещаются от первоначально биологически обусловленных, определяющих эффективность трудовых действий, к качествам, умениям, навыкам, определяющим взаимодействия людей в контактных рабочих группах в изменяющейся среде. Существуют исторические тенденции последовательного смещения изучения оценок и возможности управления индивидуальной деятельностью человека к познанию социально-психологических эффектов, порождаемых совместной профессиональной деятельностью людей. Необходимо перейти от констатации социально-психологических и психологических эффектов в развитии человека к поиску и описанию закономерностей и механизмов этого развития с перспективой управления ими. Выделение основных тенденций позволяет намечать лишь ближайшие состояния и параметры эволюции объектов. Новые задачи дисциплины должны формулироваться с учётом наших национальных задач, ключевых перспективных целей развития страны, с учётом реальных исторических перспектив. AU - В. А. Толочек UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-4/551203724.html PY - 2021 SP - 110-128 VL - 11