TY - JOUR TI - Профессиональный отбор: парадигмы ХХ и ХХI столетий. Часть вторая T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - профессиональный отбор KW - парадигмы KW - задачи KW - профессиональное становление субъекта AB - В цикле двух статей обсуждаются методология и идеологемы профессионального отбора. Рассматриваются тенденции исторических изменений состояния разных социальных объектов (людей, социальных групп, организаций, институтов), предметных областей психологии и дисциплинарной методологии, понимания психологами содержания социального запроса. Цель. Цель исследования — критически проанализировать теории и практики решения задач профессионального отбора. Предметом исследования является профессиональный отбор как научная и научно-практическая проблема. Методы. В ходе исследования были использованы историко-теоретический анализ и ретроспективный анализ результатов эмпирических исследований. Гипотезы: 1) постановка научных и научно-практических задач определяется взаимодействием ряда факторов — эволюцией социальных объектов, актуального и латентного социального запроса, состоянием методологи и методов дисциплины и другими; 2) адекватная методологическая рефлексия состояния социальных объектов, форм социального запроса, состоянием методологи и методов дисциплины способствует успешности решения дисциплинарных научных и научно-практических задач, неадекватная — её снижает. Выводы. В заключение второй части статьи констатируется, что главными для психологов должны стать вопросы не сиюминутной занятости людей и не заполнения вакантных рабочих мест. Постоянными задачами должны выступать психологическое сопровождение профессионального становления субъекта в продолжение профессиональной жизни человека, изучение эффектов совместной деятельности, поиски условий порождения и использования интрасубъектных ресурсов. Приоритетным предметом изучения должны выступать не отдельный человек как субъект, а рабочие группы и команды (в которых возможны синергетические эффекты, вследствие перераспределения рабочих функций, вследствие актуализации дополнительности личностных, интеллектуальных и иных качеств и социальных ролей). Следует изучать не только «действительное», измеримое «здесь и теперь», но и потенциально «возможное». Требуют своего решения задачи управления и развития человеческих ресурсов не только в границах отдельных компаний, но и в масштабе сети организаций, отрасли, региона, страны. AU - В. А. Толочек UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2022-12-1/600066017.html PY - 2022 SP - 228-247 VL - 12