TY - JOUR TI - Взаимодействие руководителя с молодыми специалистами по поводу их профессиональных ошибок: анализ методом фокус-группы T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - анализ ошибок молодых специалистов KW - взаимодействие руководителя с молодыми специалистами AB - В статье представлены результаты исследования проблемы взаимодействия руководителей и подчинённых им молодых работников в ситуации, когда обе стороны обсуждают ошибки подчинённого. Цель исследования — определить психологические характеристики такого взаимодействия. Метод. Были проведены и проанализированы четыре фокус-группы: две — с руководителями и две — с подчинёнными им молодыми специалистами. Все участники (N = 34) работают в разных отделениях уральской торгово-промышленной компании (Екатеринбурге, Казани, Набережных Челнах, Уфе, Тюмени и Перми). В ходе анализа фиксировались следующие переменные: 1) тип поведения молодых работников (проактивный и реактивный); 2) стратегии взаимодействия («выигрыш — выигрыш», «выигрыш — проигрыш»); 3) готовность молодого работника к обучению на рабочем месте через анализ ошибок; 4) согласованность позиций руководителя и подчинённого; 5) ошибки планирования, организации работы и контроля. Результаты. Выявлены два существенных различия в позициях руководителей и подчинённых: а) разное понимание того, какое поведение ждут от молодого работника — проактивное или реактивное; б) разное отношение к соблюдению организационных норми стандартов. Кроме того, руководители продемонстрировали, что не имеют или, по крайней мере, не способны ясно сформулировать свою стратегию работы с ошибками подчинённого, но при этом ожидают от него стратегии взаимодействия «выигрыш — выигрыш». Молодые подчинённые также не обладают достаточной компетенцией для реализации стратегии «выигрыш — выигрыш» при обсуждении с руководителем своих ошибок. Рекомендации. Подчёркивается важность документального оформления понятной для руководителей стратегии их работы с ошибками подчинённого и внимательного отношения к его навыкам планирования, организации и контроля работы. Как один из эффективных инструментов предложен алгоритм совместного анализа ошибки, позволяющий перевести разговор из эмоционального плана в конструктивный. Практическая ценность результатов и перспективы исследования. На этапе профессионального роста у молодых специалистов формируются предпосылки стратегии систематического сокрытия собственных ошибок. Психологическими показателями такой стратегии, позволяющими прогнозировать и, следовательно, предупреждать неэффективное поведение, можно считать не только страх вероятного наказания, но и отсутствие эффективных коммуникативных, организационных и операциональных компетенций у обоих участников взаимодействия «руководитель — специалист» при анализе ошибок, допущенных молодым специалистом. Данное исследование позволило апробировать в организационных условиях сценарий фокус-группы, который может быть использован организационными психологами, консультантами, менеджерами по персоналу для выявления противоречий в критически важном взаимодействии по поводу ошибок на рабочих местах. Более глубокое исследование необходимо, чтобы лучше понять связи между карьерными ориентациями молодого специалиста и его установками на стратегию «выигрыш — выигрыш» во взаимодействии с работодателем.Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство». AU - К. В. Баранников AU - Ф. С. Исмагилова UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2022-12-3/776426149.html PY - 2022 SP - 70-91 VL - 12