@ARTICLE{33704756_899160214_2023, author = {В. В. Комаров}, keywords = {, социально-психологическая адаптация, трудовая адаптация, программа трудовой адаптации, организационная культура, наставничество, наставникадаптант}, title = {Особенности реализации программ трудовой адаптации в российских организациях}, journal = {Организационная психология}, year = {2023}, volume = {13}, number = {4}, pages = {120-140}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2023-13-4/899160214.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассмотрены основные подходы отечественных организаций к реализации программ трудовой адаптации. Цель. Проведён анализ ключевых социально-психологических и организационных аспектов и методов управления процессом трудовой адаптации, этапность реализации программ адаптации. Метод. Для теоретико-методологического анализа были рассмотрены актуальные работы по социальной психологии и с междисциплинарным походом — проведён обзор подходов в трактовке понятий «социально-психологическая адаптация» и «трудовая адаптация», рассмотрены практические методы осуществления процессов организации трудовой адаптации, формирования и реализации программ адаптационных мер. В статье отражены также особенности осуществления наставничества как важной составляющей реализации программ трудовой адаптации. В качестве иллюстрации влияния организационной культуры на ход реализации программ трудовой адаптации в статье приведены некоторые результаты комплексного исследования различных организационных культур. Результаты. Отмечается недостаточное внимание к вопросам организации адаптации персонала в современных российских организациях и недостаточная выраженность элементов организационных культур, таких как сотрудничество работников, взаимовыручка, обмен знаниями и опытом, играющих важную роль в реализации мероприятий адаптации новых работников. На основе проведённого теоретического анализа и данных исследований автором предложены критерии оценки результатов трудовой адаптации и типовая структура программы трудовой адаптации, которую можно использовать при планировании и анализе результативности адаптационных мероприятий на основе понимания степени включённости в процессы его ключевых субъектов: адаптанта — наставника — руководителя — референтной группы (трудового коллектива) — ответственных представителей кадровой службы организации.__________________________________________________Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство.}, annote = {В статье рассмотрены основные подходы отечественных организаций к реализации программ трудовой адаптации. Цель. Проведён анализ ключевых социально-психологических и организационных аспектов и методов управления процессом трудовой адаптации, этапность реализации программ адаптации. Метод. Для теоретико-методологического анализа были рассмотрены актуальные работы по социальной психологии и с междисциплинарным походом — проведён обзор подходов в трактовке понятий «социально-психологическая адаптация» и «трудовая адаптация», рассмотрены практические методы осуществления процессов организации трудовой адаптации, формирования и реализации программ адаптационных мер. В статье отражены также особенности осуществления наставничества как важной составляющей реализации программ трудовой адаптации. В качестве иллюстрации влияния организационной культуры на ход реализации программ трудовой адаптации в статье приведены некоторые результаты комплексного исследования различных организационных культур. Результаты. Отмечается недостаточное внимание к вопросам организации адаптации персонала в современных российских организациях и недостаточная выраженность элементов организационных культур, таких как сотрудничество работников, взаимовыручка, обмен знаниями и опытом, играющих важную роль в реализации мероприятий адаптации новых работников. На основе проведённого теоретического анализа и данных исследований автором предложены критерии оценки результатов трудовой адаптации и типовая структура программы трудовой адаптации, которую можно использовать при планировании и анализе результативности адаптационных мероприятий на основе понимания степени включённости в процессы его ключевых субъектов: адаптанта — наставника — руководителя — референтной группы (трудового коллектива) — ответственных представителей кадровой службы организации.__________________________________________________Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство.} }