TY - JOUR TI - Эмоционально-личностные особенности сотрудников с вертикальным типом карьеры T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - личностные особенности сотрудников KW - горизонтальный тип карьерного роста KW - вертикальный тип карьерного роста AB - Цель. Цель исследования — выявить особенности в удовлетворённости жизнью, степенью фрустрации, а также невротизации и личностной тревожности у сотрудников с вертикальным типом карьеры. Метод исследования. Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе опрошены 447 сотрудников российских предприятий, занятых в различных сферах деятельности. При определении типа карьерного развития учитывались указания руководителяи самооценка работника, продвижение по служебной иерархии, рост уровня ответственностии заработной платы. Итоговая выборка включила 276 сотрудников в возрасте от 25 до 55 лет, имеющих опыт трудовой деятельности не менее трёх лет. Группу сотрудники с вертикальным типом карьерного роста составили 108 чел. Остальные (168 чел.) составили группу сравнения. На втором этапе использовались психодиагностические методики: Шкала удовлетворённостижизнью Э. Динера в адаптации Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьев; методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко; методика «Определение состояния фрустрации» В. В. Бойко; методика «Шкала личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. Статистическая обработка собранных данных проведена в программе IBM SPSS Statistics 23.0. Результаты. Выявлены значимые различия в эмоционально-личностных характеристиках между двумя группами. У сотрудников с вертикальным типом карьеры удовлетворённость жизнью выше, а степень фрустрации, тревожности, невротизации ниже, чем у сотрудниковс горизонтальным типом карьерного роста. Практическая значимость. Результаты могут применяться для консультирования по вопросам выбора карьеры, вторичной профессионализации, профессионального выгорания, профессиональной деформации, профессионального имиджа. Работнику важно выработать собственные критерии профессионального роста; определить скорость развития и понять, осуществляется ли оно в принципе._____________________________________________________Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство». AU - М. В. Захарова AU - О. И. Дубровина UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2023-13-4/899178559.html PY - 2023 SP - 167-182 VL - 13