TY - JOUR TI - Обоснование и разработка программы тренинга «Преодоление созависимости в работе учителя начальных классов» T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - учителя начальных классов KW - экономисты KW - созависимость KW - геносоциограмма KW - выбор профессии AB - Цели. Составление профессионального профиля учителя начальных классов в сопоставлении с профилем экономиста. Выявление личностной деформации — «созависимости» учителей начальных классов — с помощью геносоциограммы. Разработка проекта тренинговой программы преодоления созависимости для представителей «помогающих профессий». Дизайн. В пилотажном исследовании принимали добровольное участие 40 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, представители социальной (учителя начальных классов) и экономической (экономисты) групп профессий. На первом этапе исследования средствами структурированного интервью составлены и проанализированы геносоциограммы учителей начальных классов. На втором этапе проведена сравнительная психодиагностика показателей личностной и профессиональной сфер испытуемых с помощью стандартных методик: теста «Трансакционный анализ общения» Э. Берна; типологического опросника Дж. Голланда; проективного психогеометрического экспресс-теста С. Деллингер; теста на созависимость М. М. Мерк; «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейн; опросника мотивации к успеху Т. Элерса. Собранные диагностические данные обрабатывались количественно с вычислением t-критерия Стьюдента. Результаты. У большинства учителей начальных классов жизненный сценарий включает «семейный круг алкоголизма», включающий повторяемость химических и эмоциональных зависимостей и сердечно-сосудистых заболеваний, что способствовало формированию личностной деформации (созависимости). Профессиональный профиль учителя начальных классов отличается от профессионального профиля экономиста предпочтением Эго-позиции «Взрослый», выбором социального типа личности и психогемеотрической фигуры «Круг», высокими уровнями эмпатических тенденций и созависимости, невысокой мотивацией к успеху. Практическая значимость. Профессиональные профили представителей двух профессиональных групп могут быть использованы в профориентационой работе и психологическом сопровождении профессионального становления специалистов. AU - Т. Н. Васильева AU - Г. В. Сорокоумова UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2024-14-3/973572224.html PY - 2024 SP - 76-98 VL - 14