TY - JOUR TI - Феномен «профессия»: возможные измерения. Часть первая T2 - Организационная психология IS - Организационная психология KW - труд KW - профессия KW - специальность KW - рабочее место KW - формы трудовой активности AB - Профессии — одна из массовых форм труда (точнее, трудовой активности человека), — исторически изменяются. Они не является исторически последней и окончательной, завершённой, гармоничной формой. Их описания в отечественной психологии, транслирующее характеристики труда, данные К. Марксом, не позволяют выделять их качественную определённость как фрагмента социальной действительности. Цель исследования: изучить особенности профессии как одной из форм трудовой активности человека, как исторически эволюционирующего феномена. Гипотезы: 1. Исторически изменяются формы и виды трудовой активности человека, которые «кристаллизуются» в немногих устойчивых формах. 2. Имеет место множество разных проявлений форм и видов трудовой активности человека, которые всегда культурно обусловлены. 3. Сложные, многогранные социальные феномены (труд, профессия, карьера и другие) могут быть адекватно представлены посредством согласованных систем их описания. Объект исследования: феномены «труд» и «профессия». Предмет исследования: формы трудовой активности человека. Методы: предметно-категориальный анализ, историко-эволюционный анализ, эмпирические исследования. Анализируются особенности сложившейся практики описания труда и профессий в отечественной психологии, в целом представляющих собой экстенсивныйподход. Результаты. Предлагается выделение трёх иерархических составляющих феномена — профессия, специальность, рабочее место — как идеальных эмпирических объектов и реальных эмпирических объектов. Представлен их компонентный состав и возможность описания трёх иерархических составляющих в методологии системогенетического подхода. В заключение констатируется: предложенные Е. А. Климовым описания труда и профессии выступают осно-ваниями для последующих описаний, их расширяющих и уточняющих. Необходим поиск инахождение рядов взаимно дополняющих описаний, обозначающих основные грани, аспекты изучаемого феномена, раскрывающие его сущностные свойства и отношения с другими феноменами. Ценность результатов. Выделение трёх уровней и трёх единиц анализа — профессия, специальность, рабочее место — конструктивно в плане более точного и дифференцированногоих анализа и описания. Это также позволяет интегрировать разные методологические ресурсы, привлекая для объяснения разные научные концепции. AU - В. А. Толочек UR - https://orgpsyjournal.hse.ru/2024-14-3/974182331.html PY - 2024 SP - 193-216 VL - 14