![]() |
Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Жданова Л.1, Свейнбьорнсон Э.2Расширение модели принятия технологий: доверие как посредник во взаимосвязи между факторами окружающей среды и намерением использовать специализированный искусственный интеллект (на нагл. яз.)
2025.
Т. 15.
№ 1.
С. 86–103
[содержание номера]
Искусственный интеллект играет решающую роль в сфере услуг с высоким уровнем воздействия, поскольку он может значительно улучшить благополучие потребителей за счёт повышения точности, эффективности и достоверности обслуживания. Однако быстрая интеграция искусственного интеллекта в рабочую среду привела к страху и тревоге, cвязанным с его внедрением, а также к общей неудовлетворённости и отказу от использования ИИ. Теоретически, организационный контекст и политика оказывают существенное влияние на отношение пользователей к искусственному интеллекту и их намерение его использовать. Цель. В этом исследовании изучалась расширенная модель принятия технологий с использованием бутстрап-медиационного анализа на выборке сотрудников организаций, которые используют специализированный искусственный интеллект (narrow AI)1 в сфере услуг свысоким уровнем влияния (например, здравоохранение, юриспруденция, финансы) в Канаде и Соединённых Штатах. Метод. Выборка (N = 78) состояла из 46,3% мужчин, 49,9% женщин и 3,8% тех, кто предпочёл не указывать свой пол. Все участники выборки были штатными сотрудниками, что гарантировало каждому участнику адекватное знакомство с организационными нормами и практиками. Участники этого количественного корреляционного исследования были набраны из организаций, которые используют специализированный ИИ или являются разработчиками систем ИИ. Заинтересованные лица получили доступ к опросу, используя ссылку в материалах для набора на онлайн-опрос, размещённый на платформе Survey-Monkey. Анкета включала вопросы о коммуникационном климате, ИИ-коммуникационном климате, процессуальной справедливости, ИИ-процессуальной справедливости, возможностях обученияи развития, ИИ-возможностях обучения и развития, восприятии системы ИИ, доверии к специализированному ИИ, прямом доверии к ИИ, поведенческом намерении использовать ИИ,опыте и убеждениях в отношении ИИ. Результаты. Результаты исследования показывают, что более позитивное восприятие процессуальной справедливости и коммуникационного климата связано с позитивным восприятием полезности и, следовательно, с доверием к ИИ, что, в свою очередь, связано с более высоким уровнем намерения использовать ИИ.
Библиографическое описание:
Zhdanova L., Sveinbjornson E. Expanding the technology acceptance model: Trust asa mediator in the relationship between environmental factors and intent to use narrow AI. Organizational Psychology, 2025. Vol. 15. No. 1, pp. 86-103.
Ключевые слова:
искусственный интеллект;
принятие технологий;
управление изменениями;
доверие;
коммуникация
| ||||||||||||||||||||||||||||