@ARTICLE{33704756_1076647506_2025, author = {А. Ф. Гасимов and Т. Ю. Базаров}, keywords = {, совместно-творческий тип взаимодействия членов группы, отзывчивое поведение, результативность деятельности, тревожность, ситуативная тревожностьмалая группа}, title = {Особенности стратегии отзывчивого поведения членов малой группы}, journal = {Организационная психология}, year = {2025}, volume = {15}, number = {1}, pages = {235-255}, url = {https://orgpsyjournal.hse.ru/2025-15-1/1076647506.html}, publisher = {}, abstract = {В организационной психологии проблема отзывчивости обсуждается в плане выстраивания гибкого стиля управления, своевременности реагирования на запросы делового партнёра как способа усиления конкурентных преимуществ компании. В статье рассматривается возможность описания стратегии отзывчивого поведения членов малой группы. Цель. Цель исследования — изучить результативность членов малой группы в процессе решения игровой задачи в ситуации неопределённости при наличии или отсутствии реализации стратегии отзывчивого поведения участником группы. Дизайн исследования. В исследовании приняли участие 112 студентов факультетов психологии, распределённых на 16 групп: восемь экспериментальных и восемь контрольных групп. Размер одной группы — пять-девять участников. Эмпирическое исследование было разделено на четыре стадии: предварительную, обучающую, основную экспериментальную и заключительную. Исследование проведено на основе метода эксперимента, в нем также были использованы «Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности», методика «Эффективность лидерства». Кроме того, был разработан и применён авторский инструментарий: анкета, нацеленная на выявление наиболее склонного к проявлению отзывчивого поведения члена группы; обучающая программа «Стратегии отзывчивого поведения»; кейс-опрос, направленный на определение степени усвоения материала обучающей программы. Результаты. Было выявлено, что существуют различия в результативности деятельности малых групп в ситуации неопределённости, обусловленные отзывчивым поведением участника. Обнаружено, что реализация модели отзывчивого поведения возможна через усвоение и отработку его этапов в рамках обучающей программы. Показано, что стратегия отзывчивого поведения состоит из этапов в соответствии с согласованием с императивами совместно-творческой деятельности. Выводы. Проявление стратегии отзывчивого поведения участником малой группы по созданию совместно-творческого типа совместной деятельности в ситуации неопределённости снижает ситуативную тревожность членов группы, улучшая эмоциональное состояние игроков, и усиливая результативность использования ресурсов для поиска решения при экономии времени на ответ и количества игровых карточек. Близость оценки своей группы участником по характеристикам неопределённости определяет склонность члена группы к отзывчивому поведению, выступая основанием выделения уровня его лидерского потенциала. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использование специалистами в сфере развития карьеры, подбора персонала, психологического сопровождения сотрудников и студентов при обучении, построения системы мотивации и выделения потенциальных лидеров в коллективах.}, annote = {В организационной психологии проблема отзывчивости обсуждается в плане выстраивания гибкого стиля управления, своевременности реагирования на запросы делового партнёра как способа усиления конкурентных преимуществ компании. В статье рассматривается возможность описания стратегии отзывчивого поведения членов малой группы. Цель. Цель исследования — изучить результативность членов малой группы в процессе решения игровой задачи в ситуации неопределённости при наличии или отсутствии реализации стратегии отзывчивого поведения участником группы. Дизайн исследования. В исследовании приняли участие 112 студентов факультетов психологии, распределённых на 16 групп: восемь экспериментальных и восемь контрольных групп. Размер одной группы — пять-девять участников. Эмпирическое исследование было разделено на четыре стадии: предварительную, обучающую, основную экспериментальную и заключительную. Исследование проведено на основе метода эксперимента, в нем также были использованы «Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности», методика «Эффективность лидерства». Кроме того, был разработан и применён авторский инструментарий: анкета, нацеленная на выявление наиболее склонного к проявлению отзывчивого поведения члена группы; обучающая программа «Стратегии отзывчивого поведения»; кейс-опрос, направленный на определение степени усвоения материала обучающей программы. Результаты. Было выявлено, что существуют различия в результативности деятельности малых групп в ситуации неопределённости, обусловленные отзывчивым поведением участника. Обнаружено, что реализация модели отзывчивого поведения возможна через усвоение и отработку его этапов в рамках обучающей программы. Показано, что стратегия отзывчивого поведения состоит из этапов в соответствии с согласованием с императивами совместно-творческой деятельности. Выводы. Проявление стратегии отзывчивого поведения участником малой группы по созданию совместно-творческого типа совместной деятельности в ситуации неопределённости снижает ситуативную тревожность членов группы, улучшая эмоциональное состояние игроков, и усиливая результативность использования ресурсов для поиска решения при экономии времени на ответ и количества игровых карточек. Близость оценки своей группы участником по характеристикам неопределённости определяет склонность члена группы к отзывчивому поведению, выступая основанием выделения уровня его лидерского потенциала. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использование специалистами в сфере развития карьеры, подбора персонала, психологического сопровождения сотрудников и студентов при обучении, построения системы мотивации и выделения потенциальных лидеров в коллективах.} }