Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Организационно-психологический дайджест


 

Поведение людей в отношении попыток изменения их идей: почему одни изменения мы принимаем, а другие – нет?

14.09.2012

В научной литературе существует понятие «чувство собственности» (psychological ownership), которым описывают чувство человека, возникающее в отношении вещей, которыми он владеет. Однако владеть люди могут не только материальными объектами, но также и нематериальными. Известна склонность людей формировать сильные связи с идеями, решениями, сделанными выборами и т.д. Это чувство может, с одной стороны, стимулировать людей на развитие этих нематериальных объектов, одобрять попытки других изменить, адаптировать или улучшить её. С другой стороны, это же чувство может заставить людей «охранять» собственные идеи и результаты труда от любых попыток их изменить. М. Баэр и Г. Браун предположили, что поведение людей в отношении попыток изменения их собственных идей зависит от типа предлагаемых изменений. Читать дальше...

 

 

Как фотографии могут помочь лучше понять организации?

15.08.2012

Постоянное совершенствование и развитие техники в современном мире уже никого не удивляет, однако использование её для решения исследовательских проблем в разных сферах научной деятельности порой может оказаться вполне оригинальным. Такой, например, выступает идея использовать фотографии для изучения процессов изменений в организациях. Сама идея использования фотографий в научных исследованиях не нова, однако в рамках исследований организаций подобные методы пока не нашли широкого применения. Джошуа Рэй и Энн Смит из университета Тэннеси проанализировали развитие фотографических (как часть визуальных) методов в смежных социальных науках – социологии и антропологии и рассмотрели особенности использования этих методов для исследования организаций. Читать дальше...

 

 

Когда формируются трудовые ценности и насколько они стабильны?

09.08.2012

Ценности – важнейший фактор, определяющий отношение человека к работе, его организационного поведения. На основе ценностей человека прогнозируются многие аспекты его трудового поведения, среди которых можно назвать выбор профессии и карьеры, удовлетворённость работой, степень соответствия между работником и его работой или организацией. Однако представления о стабильности трудовых ценностей у разных исследователей и практиков отличаются. Одни рассматривают трудовые ценности как относительно стабильные, другие – как динамические и изменяющиеся на протяжении всей жизни. Поскольку от понимания стабильности ценностей во времени зависит прогноз поведения человека на работе, Джинг Джин (Jing Jin) и Джеймс Раундс (James Rounds) провели метааналитическое исследование, в котором попытались ответить на вопрос о том, в какой момент ценности стабилизируются, и как они меняются, прежде чем стать стабильным? Читать дальше...

 

 

Чем больше времени мы тратим на работу, тем к более негативным последствиям для семьи и личной жизни это приводит. Всегда ли это так?

01.08.2012

У человека чаще всего работа и личная (семейная) жизнь находятся в конкурирующих или даже противоречивых отношениях. Данное противоречие может приводить к конфликту между работой и личной жизнью. Конфликт между работой и личной жизнью может проявляться как из-за нехватки ограниченного количества времени (чем больше времени человек тратит на работу, тем меньше времени он может потратить на семью) (work–family conflict (WFC)), так и из-за смешения трудовых и семейных обязанностей и ролей, которые могут не соответствовать и даже противоречить друг другу (family–work conflict (FWC)). Американские исследователи Черил Адкинс (Cheril L. Adkins) и Соня Премо (Sonya F. Premeaux) решили проверить, действительно ли количество часов, проводимых человеком на работе, связано с вероятностью возникновения у него этих двух аспектов конфликта между работой и семьёй. Читать дальше...

 

 

Всё, что вы разместите, может быть использовано против вас: кто размещает в Facebook непристойную информацию о себе?

25.07.2012

Социальные сети в последнее время стали чрезвычайно популярным способом обмена информацией и общения, поэтому неудивительно, что работодатели всё чаще используют их в процессе отбора персонала. Они позволяют работодателям получить дополнительную информацию о кандидате, например, о предпочитаемых способах отдыха, употреблении алкоголя или наркотиков, а также сформировать представление о том, сколько времени потенциальный сотрудник проводит в интернете, что он говорит о себе и что он нём говорят другие. Так, например, в 2006 году ExecuNet провёл опрос 100 рекрутеров, который показал, что 77% из них ищут информацию о кандидатах в интернете, а 35% – отказывали кандидатам, основываясь на найденной в интернете информации. Основанием для отказа являлась различного рода непристойная информация, которую люди размещали, не задумываясь о возможных последствиях. Кэтрин Карл (Katherine Karl) с коллегами заинтересовались вопросом о том, можно ли выделить личностные и культурно-специфические характеристики у людей, склонных публиковать о себе непристойную информацию (например, связанную с сексом, наркотиками или алкоголем), и действительно ли интернет-зависимые люди в большей степени, чем другие, склонны публиковать непристойную информацию о себе? Читать дальше...

 

 

Красота – страшная сила! Привлекательные кандидаты имею больше шансов успешно пройти собеседование

19.07.2012

Как бы ни старались интервьюеры быть непредвзятыми и оценивать лишь профессиональные качества кандидатов, при отборе на работу более привлекательные кандидаты получают более высокие оценки. Что бы ни говорил человек на интервью, его невербальное поведение остается весомым фактором его оценки. Вэй Чи Цай (Wei-Chi Tsai) с коллегами решили исследовать проблему глубже. Они попытались выяснить, как ситуационные факторы влияют на связь между оценками интервьюера и невербальным поведением кандидата, а также его физической привлекательностью. В качестве таких ситуационных факторов исследователи рассмотрели необходимость частого взаимодействия с внешними клиентами в работе, на которую претендует кандидат, а также гендерное соответствие кандидата требованиям должности. Читать дальше...

 

 

Facebook – зеркало души: профиль в Facebook можно использовать для оценки личности

11.07.2012

Социальные сети становятся всё более популярными. Огромное число людей имеют аккаунты сразу в нескольких из них. С помощью социальных сетей люди находят своих друзей, общаются, объединяются по интересам, обмениваются информацией. При этом активно пользуясь социальными сетями, человек сообщает о себе множество разнообразной информации. Можно ли на основе этой информации сказать что-то определённое о человека или использовать эту информацию, например, для его оценки при отборе на работу? Недавнее исследование Дональда Клюмпера (Donald H. Kluemper) и его коллег показывает, что можно. Читать дальше...

 

 

Вступление в брак и рождение ребёнка снижают удовлетворённость работой

26.06.2012

Известно, что такие жизненные события, как вступление в брак и рождение первого ребёнка по-разному отражаются на удовлетворённости жизнью и общем уровне благополучия индивида. Вступление в брак является позитивным событием и положительно влияет на уровень общего благополучия. Однако данный эффект является временным, в течение двух лет удовлетворённость жизнью возвращается к базовому уровню. Рождение же первого ребёнка отрицательно влияет на уровень благополучия у женщин, и для того, чтобы он вернулся к базовому уровню, должно пройти в среднем более двух лет. Однако данные события затрагивают и взаимоотношения человека со своей работой, приводят к необходимости изменений в распределении времени и ресурсов. Могут ли данные жизненные события повлиять на оценку человеком своей работы и если да, то, как именно изменяется удовлетворённость работой после вступления работника в брак и рождение у него первого ребёнка? Читать дальше...

 

 

Перфекционисты не могут выкинуть из головы работу даже во время отпуска

20.06.2012

Длительные перерывы в работе (выходные, отгулы, отпуск) очень важны, т.к. дают возможность отвлечься от неё, восполнить ресурсы, набраться новых сил. Однако после возвращения к работе положительный эффект от отдыха как правило очень быстро исчезает, и всё возвращается к прежнему состоянию. Почему так происходит? Пол Флаксман (Paul E. Flaxman) с коллегами предположили, что одной из причин эффекта быстрого угасания положительных последствий отпуска является самокритичный перфекционизм. Читать дальше...

 

 

Хочешь решить конфликт – не влезай: роль менеджеров в управлении организационными конфликтами

16.06.2012

Несмотря на то, что уже давно конфликты перестали рассматриваться только как сугубо негативное явление, их возникновение в организациях стараются свести к минимуму. Тем не менее, они случаются достаточно часто, отнимая по некоторым данным до 42% рабочего времени менеджеров, которое те вынуждены тратить на их разрешение. При этом методы, которыми пользуются менеджеры, могут быть как прямыми (использование определенных стратегий и тактик управления возникающими конфликтами, в которые вовлечены и сами управленцы), так и косвенными (создание необходимой обстановки в коллективе, снижающей риск возникновения конфликтов). Финский исследователь Калле Сиира (Kalle Siira) рассматривает третий способ управления организационными конфликтами – тактика вмешательства как третьей, незаинтересованной стороны (third-party intervention). Читать дальше...

 

 

Что важнее для кандидата при приёме на работу: иметь подходящую квалификацию или соответствовать ценностям организации?

10.06.2012

Оценивать кандидата на вакансию можно как минимум с двух сторон: с точки зрения того, насколько хорошо он подходит для конкретной должности (знания, умения навыки, опыт), а также с точки зрения того, насколько хорошо он подходит для конкретной организации (совпадение индивидуальных и организационных ценностей, принятие целей организации). Однако насколько важной является каждая из этих оценок? На что в большей степени ориентируется рекрутёр при принятии решения о найме конкретного кандидата? Для ответа на эти вопросы Томоки Секигучи (Tomoki Sekiguchi) и Вандра Хубер (Vandra L. Huber) провели исследование роли соответствия между личностью и должностью (person-job fit) и соответствия между личностью и организацией (person-organization fit) в процессе найма сотрудников на ту или иную должность. Читать дальше...

 

 

Надежда на лучшее помогает успешнее пройти процесс отбора на работу

06.06.2012

Что нужно для того, чтобы получить желаемую работу? Существует множество разнообразной литературы, содержащей рекомендации и советы о том, как готовиться и вести себя на собеседовании, составлять резюме, правильно отвечать на вопросы тестов интеллекта и личностных опросников. Однако оказывается, что простая надежда на то, что всё будет хорошо, может помочь пройти отборочные мероприятия и получить заветную работу. Лиху Зысберг (Leehu Zysberg) провёл исследование, в котором изучалась роль надежды как специфической личностной черты в процессе отбора персонала. Читать дальше...

 

 

Золотой миллиард успешных сотрудников

30.05.2012

Базовое допущение подавляющего большинства современных исследований, использующих статистические методы, заключается в том, что измеряемый признак в популяции подчиняется закону нормального распределения. Если полученные данные соответствуют критерию нормальности распределения, это считается плюсом исследования, позволяет применять массу очень действенных статистических методов и получать обоснованные результаты. Как известно, эффективность работы – это одна из базовых переменных, использующихся в организационной психологии, и до недавнего времени не подвергалось сомнению, что и она распределена в генеральной совокупности в виде Гауссовой кривой. Однако Эрнест О’Бойл (Ernest O’Boyle) и Эрман Агуинис (Herman Aguinis) в своём недавнем исследовании ставят под сомнение справедливость этого допущения. Они утверждают, что распределение Парето гораздо лучше представляет то, как в популяции распределены эффективные сотрудники. Распределение Парето описывает закон «20 на 80», и применительно к теме их исследования его можно сформулировать так: 20% наиболее эффективных сотрудников приносят компании 80% прибыли. Читать дальше...

 

 

Шутить или не шутить: полезен ли юмор на работе?

26.05.2012

Известно, что юмор приносит огромную пользу в повседневной жизни. Некоторые исследования связывают наличие чувства юмора не только с улучшением настроения или увеличением удовлетворённости работой, но также и со снижением депрессии, тревоги и стресса. Другие исследования показывают наличие положительной связи между чувством юмора и креативностью, социализацией, взаимопониманием и сплоченностью работников. Однако действительно ли юмор имеет такое большое значение на рабочем месте? Джессика Месмер-Магнус (Jessica Mesmer-Magnus), Дэвид Глю (David J. Glew) и Чокалингэм Висвесваран (Chockalingam Viswesvaran) в своём исследовании попытались прояснить роль юмора на работе, ответив на несколько вопросов. Связан ли юмор со здоровьем работников, с результатами их деятельности, восприятием работниками руководителей и их эффективности? Способен ли он снижать вредное воздействие рабочего стресса и выгорания сотрудников? Читать дальше...

 

 

Что важнее для руководителя: интеллект, личностные особенности или опыт работы?

21.05.2012

В условиях дефицита способных руководителей для сохранения конкурентоспособности организаций приходится ставить ещё непроверенных руководителей-новичков на позиции, к которым они не готовы. Как восполнить дефицит качественных, стратегически мыслящих руководителей? Как отбирать людей, способных мыслить стратегически? Какими должны быть программы развития лидерства? Для ответа на эти вопросы Лиза Драгони (L. Dragoni), Ин-Cью Ох (I. Oh), Пауль Ванкатвик (P. VanKatwyk) и Пауль Теслюк (P. Tesluk) рассмотрели возможные предикторы стратегического мышления руководителей – фундаментальной компетенции в современных условиях. Читать дальше...

 

 

Определяют ли индивидуальные ценности эффективность деятельности?

16.05.2012

Связана ли структура индивидуальных ценностей с эффективностью деятельности? Что лучше прогнозирует высокие результаты деятельности – добросовестность работника или его стремление к достижениям? Лаура Паркс (Laura Parks) и Рассел Гуэй (Russell P. Guay) провели исследование, в котором попытались ответить на эти вопросы. Читать дальше...

 

 

Лицо со шрамом или что может помешать успешно пройти собеседование

10.05.2012

Что может отвлечь интервьюера, проводящего собеседование, от его работы и таким образом снизить его эффективность? Оказывается, что дестракторами могут быть не только внешние условия или внутреннее состояние интервьюера, но и сам кандидат. Хуан Мадера (Juan M. Madera) и Мишель Хебл (Michelle R. Hebl) провели 2 эксперимента, в которых выяснилось, что если на лице у кандидата, проходящего собеседование, есть шрам или родимое пятно, этого может быть достаточно, чтобы отвлечь внимание интервьюера и привести к негативной оценке кандидата. Читать дальше...

 

 

Развлечение, любовь или деньги: что заставляет сотрудников работать усердно?

26.04.2012

Исследователи выделяют два типа сотрудников, работающих усердно: «плохой» тип усердного работника – трудоголик, «хороший» тип – увлечённый работой. Трудоголизм характеризуется такими понятиями, как одержимость работой, неконтролируемый драйв, чрезмерность, увлечённость же – такими, как энергия, преданность, поглощенность, энтузиазм, вдохновение. Однако почему одни работники увлечены своей работой, а другие – зависимы от неё? Какие мотивы лежат в основе трудоголизма и увлечённости работой? Для того чтобы ответить на эти вопросы, Илона ван Бик (Ilona van Beek) со своими голландскими и китайскими коллегами провели исследование, направленное на изучение связи трудоголизма, увлечённости работой и выгорания с различными видами мотивации, описанными в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Читать дальше...

 

 

Влияет ли оптимизм на креативность сотрудников организации?

21.04.2012

Португальские исследователи А. Рего (Armenio Rego), Ф. Соуза (Filipa Sousa), К. Маркес (Carla Marques) и М.П. Кунья (Miguel Pina e Cunha) попытались найти ответ на данный вопрос, сформулировав предположение о том, что по уровню оптимизма можно прогнозировать креативность сотрудников. Кроме того они предположили, что оптимизм влияет на уровень креативности не только напрямую, но и опосредовано через позитивные переживания и соотношение между позитивными и негативными состояниями, возникающими у сотрудников на рабочем месте. Читать дальше...

 

 

Все написано на лице: высоко статусные люди воспринимаются как менее кооперативные

13.04.2012

Отражается ли статус человека на его лице? Есть ли разница в том, как люди воспринимают и оценивают людей с высоким и низким статусом, основываясь только на особенностях их лиц? Как это ни странно, ответ на эти вопросы утвердительный. Патрисия Чен (P. Chen), Кристофер Майерс (Christopher G. Myers), Ширли Копельман (Shirli Kopelman) и Стивен Гарсия (Stephen M. Garcia) из Мичиганского университета провели три исследования, в которых обнаружили, что статус отражается на лице человека, другие люди замечают это и в зависимости от воспринимаемого статуса индивида выстраивают взаимодействие с ним. Читать дальше...

 
Rambler's Top100 rss