Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Иванова Н. Л.1Проблемы самоопределения личности в бизнесе
2013.
Т. 3.
№ 4.
С. 76–91
[содержание номера]
В статье обобщаются результаты исследований самоопределения личности в бизнесе, проводимых в русле нового направления прикладной психологии — психологии бизнеса. Развивается подход к анализу бизнеса как деятельности и социальной среды развития личности, который лежит в основе изучения особенностей, механизмов и факторов социального и профессионального становления бизнесмена. Обобщаются результаты исследований, методология которых опирается на оригинальный подход, в котором сущностную основу социального и профессионального самоопределения составляет социальная идентичность, а процессуальную — принятие решений. Это позволило четко объективировать изучаемые параметры и найти возможность проводить сравнение представителей исследуемой выборки по определенным параметрам. Приводятся данные об особенностях представлений бизнесменов о себе и своей деятельности, основных проблемах самоопределения личности в бизнесе, психологических проявлениях кризиса идентичности, специфике идентичности и способов принятия решений у лиц с высоким уровнем переживания кризиса. Выявлено, что кризис самоопределения проявляется в изменении структуры идентичности, в снижении доли профессиональных и статусно-ролевых показателей. Основные проблемы самоопределения личности в бизнесе: неопределённость, многоплановость размытость профессии, ролевых позиций, а также высокие требования (профессиональные, социальные) к личности человека, занимающегося бизнесом. Исследование носит пилотажный характер. Несмотря на это, выявлены показатели, по которым можно выявлять различные уровни развития, проблемы и кризисы самоопределения, сравнивать выраженность этих показателей у разных людей, на этой основе проводить последующее консультирование и обучение личности. Показаны возможности данного подхода для анализа особенностей и проблем самоопределения личности в бизнесе у бизнесменов. Подобные бизнес-психологические исследования могут стать основой для развития системы психологического консультирования, обучения и терапии, как в индивидуальном, так и организационном контекстах.
Библиографическое описание:
Иванова Н.Л. Проблемы самоопределения личности в бизнесе [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 4. С. 79-91. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: дд.мм.гггг)
Ключевые слова:
психология бизнеса;
самоопределение личности;
проблемы самоопределения;
кризис идентичности
|