Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Поведение людей в отношении попыток изменения их идей: почему одни изменения мы принимаем, а другие – нет?

14.09.2012

В научной литературе существует понятие «чувство собственности» (psychological ownership), которым описывают чувство человека, возникающее в отношении вещей, которыми он владеет. Однако владеть люди могут не только материальными объектами, но также и нематериальными. Известна склонность людей формировать сильные связи с идеями, решениями, сделанными выборами и т.д. Это чувство может, с одной стороны, стимулировать людей на развитие этих нематериальных объектов, одобрять попытки других изменить, адаптировать или улучшить её. С другой стороны, это же чувство может заставить людей «охранять» собственные идеи и результаты труда от любых попыток их изменить.

М. Баэр и Г. Браун предположили, что поведение людей в отношении попыток изменения их собственных идей зависит от типа предлагаемых изменений, которые можно разделить на аддитивные изменения (изменения, целью которых является совершенствование исходной идеи путём её расширения или дополнения) и субтрактивные (изменения, целью который является совершенствование исходной идеи путём устранения определенных её частей). Так, например, люди с сильно выраженным чувством собственности будут более охотно принимать аддитивные изменения, и менее охотно – субтрактивных, нежели люди со слабо выраженным чувством собственности.

Для проверки этого предположения было проведено исследование, участниками которого стали 102 студента. Участникам было предложено представить себя в роли члена виртуальной команды (6 человек), перед которой стояло задание доработать стратегию продвижения нового ресторана. Сама стратегия была уже разработана другими членами их команды, поэтому в задачу участников входило: на первом этапе, пересмотреть существующую стратегию и отослать свои комментарии виртуальному члену своей команды (в роли которого выступал ассистент исследователей); на втором этапе, они получали от него обратную связь, и, учитывая полученную информацию, заново пересматривали стратегию. Каждый из участников работал индивидуально, и в зависимости от того, к какой группе относился (группы с разным типом изменений), получал соответствующие рабочие материалы. Степень чувства собственности управлялась с помощью манипулирования возможностью изменить первоначальный вариант стратегии. Так, например, одни участники получали полностью законченный текст стратегии (условие ограниченной выраженности чувства собственности), другим была предоставлена возможность дополнить такие детали, как название ресторана, его расположение и т.д. (условие сильной выраженности чувства собственности).

Результаты исследования подтвердили выдвинутое предположение: действительно, люди с сильно выраженным чувством собственности оказались более открытыми для аддитивных изменений, и в меньшей степени склонны принимать субтрактивные изменения. Объясняя данные различия, авторы предположили, что люди с выраженным чувством собственности (в отличие от обладающих низким чувством собственности), сталкиваясь с предложением изменить придуманную ими идею, в большей мере испытывают чувство личной утраты, если это изменение субтрактивное, и в меньшей мере – если изменение аддитивное. В свою очередь чувство личной утраты связано с негативными эмоциями, что и приводит к неприятию «чужих» изменений. Для проверки этих предположений авторы провели еще одно исследование на выборке из 88 студентов, несколько изменив рабочие материалы и процедуру исследования, а также включив инструмент измерения принятия изменений и шкал для оценки чувства утраты и негативных эмоций. Результаты показали, что общее (совместное) влияние чувства собственности и типа изменения на принятие или непринятие этих изменений частично опосредуется чувством личной утраты, которое последовательно вызывает и негативные эмоции. Другими словами, если человек сильно привязан к своим идеям, и изменения, которые ему предлагают, носят субтрактивный характер, тогда он в большее степени склонен испытывать повышенное чувство утраты, которое, в свою очередь, вызывает негативные эмоции у человека, и в меньшей степени склонен принимать такие изменения.


Источник:
Baer, M., & Brown, G. (2012). Blind in one eye: How psychological ownership of ideas affects the types of suggestions people adopt. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 118(1), 60–71. doi: 10.1016/j.obhdp.2012.01.003

Обозреватель: Павел Комар
 
Rambler's Top100 rss