Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Онучин А. Н. 1,2
  • 1 ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг», 127006, Москва, Долгоруковская ул., 7.
  • 2 Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9.

Матрицы восприятия подчиненных менеджерами

2011. Т. 1. № 1. С. 59–67 [содержание номера]

Цель. В настоящей статье изучается связь между корпоративными моделями компетенций и персональными конструктами межличностного восприятия, которые описывают естественные категории восприятия человека и обращение к которым позволяет менед­жерам оценивать сотрудников компании. В исследовании изучается феномен  принятия или отторжения модели компетенций и возможные причины трудности использования данного инструмента на практике. Дизайн. Исследование проведено в 2009 г. консультантами «ЭКОПСИ Консалтинг» и HR-специалистами крупной телекоммуникационной компании. В исследовании приняли участие 204 руководителя всех уровней управления от линейных до топ-менеджеров. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе с помощью структурированного интервью и частотного контент-анализа были выделены «первичные конструкты», наиболее часто встречающиеся и используемые подавляющим большинством респондентов. На втором этапе была изучена когнитивная организация выявленных характеристик. Далее был проведен факторный анализ оценок, и сопоставление индивидуальных матриц восприятия. В результате были выявлены те базовые факторы, на которые большин­ство участвовавших в исследовании менеджеров опираются при оценке сотрудников. Результаты. Показано, что внедряемые корпоративные модели компетенций часто не соответствуют имплицитным моделям межличност­ного восприятия, что затрудняет использование модели компетенций и препятствует ее внедрению. На материале исследования выявлены и описаны 4 ключевых фактора межличностного восприятия: «профессионализм», «влияние», «порядочность» и «амбициозность». Пере­численные факторы сопоставлены с типичными моделями компетенций, продемонстри­ровано, что 2 фактора из 4 («порядочность» и «профессионализм»), как правило, слабо отражены в корпоративных моделях компетенций. Помимо этого, отмечен важный феномен амбивалентного отношения сотрудников к фактору «амбициозность». Выводы. Несоответствие между имплицитными моделями межличностного воспри­ятия и внедряемыми моделями компетенций не только препятствует их принятию, но и блокирует возможность их осознать и осмысленно использовать. Чем шире расхождение между имплицитными схемами и внедренной (предложенной извне) моделью компетенций, тем выше вероятность  искажения оценки. Ценность результатов. В работе описаны  причины возникновения сложностей при внедрении моделей компетенций и условия  для успешного внедрения.

 



Библиографическое описание: Онучин А.Н.  Матрицы восприятия подчиненных менеджерами [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2011. Т. 1. № 1. С. 59–67. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss