|
2015 т. 5 № 4
|
- Стр.
|
4–5
|
Представляем новый номер нашего журнала.
|
- Исследования в организационной психологии
|
6–28
|
Цель. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, посвященного изучению социально-психологических факторов трёх компонентов приверженности сотрудников организаций (по модели Дж. Мейера и Н. Аллен). Методика. Социально-психологические факторы рассматривались в исследовании как независимые, а три компонента организационной приверженности - как зависимые переменные. В исследовании приняли участие 90 сотрудников (руководители и специалисты) различных коммерческих организаций. Для сбора данных использовалась анкета, включающая в себя две части. Первая часть включала социально-демографические показатели. Вторая часть анкеты состояла из восьми опросников, с помощью которых измерялись социально-психологические факторы: шкала «Социальная поддержка» из методики «Опросник дизайна трудовой деятельности», «Шкала групповой сплоченности», «Шкала доверия к организации», «Опросник воспринимаемой организационной поддержки», «Шкала дистрибутивной, процедурной и интерактивной справедливости», опросник на выявление воспринимаемого престижа организации. Компоненты организационной приверженности измерялись с помощью методики «Шкала организационной приверженности» Дж. Мейера и Н. Аллен. Полученные данные анализировались с помощью методов математической статистики, включая корреляционный и регрессионный анализ. Результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи аффективной инормативной приверженности с социальной вовлеченностью в организацию, сплоченностью, доверием к организации, воспринимаемой организационной поддержкой, организационной справедливостью и престижем. Рекомендации. Для повышения организационной приверженности менеджерам рекомендуется обратить внимание на социально-психологические условия деятельности, в особенности на такие факторы как социальная вовлеченность в организацию, сплоченность, воспринимаемая организационная поддержка, справедливость, доверие к организации и престиж.
|
- Организационно-психологическая практика
|
29–38
|
В статье обсуждаются отношения между наукой и практикой в организационной действительности, анализируются общие и специфические черты исследовательских проектов, осуществленных в рамках подхода, известного как «исследование действием» (Харвудский цикл, Глассиерский проект, Ахмадабадский проект, Хаймуро-Дурхамская угольная эпопея). Ставится вопрос о том, чем именно исследование действием отличается от других типов научного исследования? Сравнение теоретических схем на «входе» и на «выходе» этих исследовательских проектов позволяет обнаружить существенные различия в типе «входных» и «выходных» теоретических построений. Все теоретические схемы и разработки на входе являлись по сути дескриптивными (описательными) моделями некоторых групповых реалий, а на выходе этих проектов возникали прескриптивные (предписывающие) модели. Последние, в отличие отпервых, это уже не концептуальные построения, пригодные для описания повсеместно наблюдаемого поведения объектов, а рецепты выстраивания эффективного поведения социальных групп или создания, запуска структур или процессов в организации, способствующих формированию такого курса действий, который приводит к успеху. Другими словами, есть теории организационного поведения, а есть теории эффективного организационного поведения. По итогам рассмотрения взаимоотношений теории и практики в исследованиях действием формулируется вывод о том, что результатом исследований действием могут и должны быть, помимо решения конкретных практических задач, создание структурированных систем знаний, адресованных всему кругу заинтересованных лиц (стейкхолдеров). В заключение в контексте дилеммы «достоверность или действенность» обсуждается «научный статус» исследований действием с точки зрения позитивизма и альтернативных ему современных подходов.
|
- Обзоры
|
39–53
|
В данной обзорной статье ставится вопрос о переопределении отношений между художественными практиками и бизнес-организациями. Далее рассматриваются варианты применения художественных практик в контексте организационного исследования. Выделяются три типа исследований подобного рода. Во-первых, исследование с применением художественных практик, реализуемое учеными. Выполняется в первую очередь с целью получения знания о каком-либо феномене, эстетическая значимость итогового продукта сама по себе вторична. Однако при определенных условиях результаты такого исследования могут становиться художественными объектами. Во-вторых, художественное исследование, реализуемое художником, работающимв рамках проекта организации. Часто носит сугубо прикладной или рекламный характер, но иногда может быть расценено как своеобразное «исследование действием», при условии соответствующей научной рефлексии и работы с данными. В-третьих, художественное исследование организации, предпринимаемое независимым художником. Здесь речь идет о критическом осмыслении феноменов организационной жизни, которое становится важным источником рефлексии исследователей и обладает потенциалом для сотрудничества с учеными. Приводятся примеры соответствующих артистических интервенций, и анализируется их познавательная и эстетическая значимость. В целом, на наш взгляд, возникающие связи между организациями, бизнесом, искусством и наукой находятся в активной фазе развития и намечают крайне интересную перспективу возникновения некоей новой формы, не являющейся ни исследованием, ни искусством в привычном понимании. Однако методология подобных гибридных проектов, обеспечивающая одновременно практическую, художественную и познавательную ценность, требует дальнейшей проработки и осмысления.
|
- Первые шаги
|
54–73
|
Статья посвящена исследованию различных социально-психологических феноменов, возникающих в процессе принятия решений группой при наличии социальной дилеммы в содержании решаемой задачи. Целью описанного в работе пилотажного исследования стал поиск ответов на такие вопросы, как: отражаются ли индивидуальная прагматичность и стратегия рациональности на групповом выборе решения задачи, содержащей социальную дилемму? Как групповые феномены проявляются в решении задачи, содержащей социальную дилемму? Способствуют ли фасилитационные механизмы повышению этичности решения социальной дилеммы группы, в которой мнения участников поляризованы? В качестве респондентов исследования выступили студенты специальностей «Экономика»и «Менеджмент» (N = 10, 40% женщин, 60% мужчин, возраст 19–24 года). Процедура. На первом этапе с помощью ассоциативного теста были выявлены индивидуальные представления участников о принятии решения. На втором этапе, работая в малых группах, участники решали авторский кейс, условия которого дополнялись новыми фактами (в соответствии с динамической парадигмой неопределенности), исходя из выработанных в предыдущих раундах решений. На третьем этапе две малые группы, принявшие в качестве решения полярные альтернативы, были объединены в одну, с целью поиска общего согласованного решения кейса. Результаты исследования привели к ряду выводов, требующих дальнейшего обсуждения, в частности: выявленные в ходе ассоциативного теста прагматичность и рациональные стратегии представления о принятии решения не находят своего полного отражения в реальной ситуации решения задачи; наличие сильных лидеров обострили эффекты«социальной лености» и «группомыслия», резко сократив количество инициатив, генерируемых для принятия решения; фасилитационная сессия способствовала созданию условий для выработки совместного решения за счет смягчения негативного влияния неверной мотивации и деструктивных эффектов когнитивных искажений. Проверенный в пилотажном исследовании дизайн может быть экстраполирован на целевую выборку, например, менеджеров бизнес-организаций.
|
- Конференции
|
74–81
|
В сообщении излагаются основные итоги Международной научно-практической конференции «Бизнес-психология — современный ресурс развития организаций» (НИУ ВШЭ, Москва, Россия), которая проходила с 12 по 15 ноября 2015 г. Конференция была подготовлена и проведена по инициативе магистерской программы НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе» и явилась важной вехой в развитии психологии бизнеса (Business Psychology) — нового направления прикладной психологии. На конференции были выделены тенденции развития психологии бизнеса, представленные в выступлениях профессора С. Бентона (Stephen Benton), руководителя магистерской программы Business Psychology и Директора Центра бизнес-психологических исследований Университета Вестминстера (Лондон, Великобритания), профессора Н.Л. Ивановой, академического руководителя магистерской программы «Психология в бизнесе», профессора Т.Ю. Базарова, Президента Ассоциации бизнес-психологов России, профессора О.С. Дейнеки, известного исследователя экономической психологии и др.
|
|
82–86
|
В рамках V Международной конференции «Психология индивидуальности», состоявшейся 9–11декабря 2015 г. на базе НИУ ВШЭ (Москва, Россия), по инициативе кафедры организационной психологии и магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ была организована секция «Индивидуальность в бизнесе и организации». В работе секции приняли участие более двадцати представителей различных регионов России. Руководили её работой проф. Н.Л. Иванова, проф. Т.Ю. Базаров, проф. В.А. Штроо и доц. Н.В. Антонова. В прозвучавших докладах была отражена широкая палитра организационно-психологических и бизнес-психологических проблем, ставших предметом научного анализа или практической работы.
|
- Литературный гид
|
87–90
|
Информация приводится по данным реферативной базы Web of Science компании Thomson Reuters. Поиск производился по запросу «action research» в названиях и ключевых словах публикаций в рамках организационно-психологической и смежных тематик. Учитывались статьи только на английском языке. В столбце «Количество цитирований» указано абсолютное число цитирований данной публикации в Web of Science за все время ее существования. Данные о количестве цитирований собраны 29.12.2015.
|
|
|