Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

 

     
     

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Доценко Е. Л.1, Хамзина Ю. С.1,2, Хамзин Т. Х.3
  • 1 Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
  • 2 Западно-Сибирский коммерческий банк , 625000, Тюмень, ул. 8 Марта, 1
  • 3 Тюменский нефтяной научный центр, 625000, Тюмень, ул. Осипенко, 79/1

Психосемантический анализ рынка тренингов личной эффективности: эскиз методики

2019. Т. 9. № 3. С. 103–119 [содержание номера]
Успех рыночного предложения по новым, ещё не сформированным потребностям критически зависит от того, насколько точной является их интуитивная модель и как удачно её ключевые моменты были отрефлексированы провайдерами новых услуг. Цель. В работе обосновывается методический приём, позволяющий выявить имплицитную модель, с опорой на которую формулируются рыночные предложения (на примере тренингов личной эффек-тивности). Концептуальную основу метода обеспечили такие понятия психосемантики, как «обыденное сознание», «образ мира», «имплицитные модели», «семантическое пространство», «конструкты». Дизайн исследования. Эмпирическую базу составили 444 предложения тренингов личной эффективности в русскоязычном интернете. С помощью контент-анализа (классификатор Excel) было выявлено 13 категорий — конструктов обыденного сознания, носителями которого рассматриваются составители предлагаемых тренинговых услуг. Показана возможность осмысления частоты упоминания категорий как отражения потребностной значимости обозначаемой ими реальности, цены программы — как субъективный эквивалент её ценностной значимости, а продолжительность программ — как индикатор их ресурсоёмкости. Было построено семантическое пространство, образованное этими тремя конструктами в котором были размещены анализируемые категории. Результаты. Показано, что анализ результатов в терминах семантических пространств позволяет получать неочевидные результаты, что говорит в пользу их глубинного (нерефлексируемого) характера. Так, оказалось, что личная эффективность (в узком значении) сущностно субъектна, что означает, в частности, «лидировать» (а не только руководить), «управлять конфликтом» (а не просто общаться). В расширенном значении она может быть раскрыта и как умение управлять — другими и/или собой.Ценность результатов. Реконструированная имплицитная модель личной эффективностипозволяет формулировать тренинговые предложения как минимум для четырёх различных целевых групп: «лидеры», «руководители», «организованные» и «успевающие» (что повышает вероятность получить отклик у потенциальных пользователей). Последние две группы обозначают перспективу обучения личной эффективности рядовых сотрудников (подчинённых), а не только руководителей.

Библиографическое описание: Доценко Е. Л., Хамзина Ю. С., Хамзин Т. Х. Психосемантический анализ рынка тренингов личной эффективности: эскиз методики  [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2019. Т. 9. № 3. С. 103-119. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss