Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Мурзина Ю. С.1, Позняков В. П.2, Дьячков С. М.1
  • 1 Тюменский государственный университет, 625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
  • 2 Институт психологии Российской академии наук, 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13.

Чёрная кошка в тёмной комнате: отличаются ли ценностные ориентации владельцев семейного и несемейного бизнеса?

2020. Т. 10. № 4. С. 88–108 [содержание номера]
Для нашей страны рост малого бизнеса является одним из стратегических направлений развития. Как показывает опыт европейских стран, семейный бизнес является основой малых его форм. Однако вопрос психологических исследований специфики семейного бизнеса только ставится в российской науке. Целью данного исследования стало сравнение ценностных ориентаций владельцев малого семейного и «несемейного» бизнеса. Метод. Выборку исследования составили 131 предприниматель микро- и малого бизнеса, из них — 63 чел. семейной формыуправления, 68 чел. несемейной формы управления. Группы сопоставимы по полу, возрасту,образованию, вероисповеданию предпринимателей; возрасту бизнеса и семьи; количеству детей. В методическом плане было использовано авторское проективное глубинное интервью «Ценностные ориентации предпринимателей в сфере семьи и бизнеса». Обработка результатов проводилась в программе R (критерий согласия Пирсона χ2, критерий корреляции τ Кендалла, логистическая регрессия). Результаты. Исследование позволило выявить малочисленность значимых различий между ценностными ориентациями владельцев двух форм бизнеса. Так, из 213 ценностных переменных, только 13 оказались значимо различимы в двух видах бизнеса (p ≤0.05). Модель логистической регрессии на уровне 70,2% позволила выделить значимые ценностные ориентации, предсказывающие вероятность открытия семейного бизнеса. Отрицательно с данной формой бизнеса оказались связаны ценности «Любовь супружеская», «Порядочность в отношениях с супругой» и «Общественные связи». Выводы. Основными выводами из полученных результатов стали: ценностные ориентации владельцев семейного и несемейного бизнеса слабо различаются между собой; управление в семейных фирмах более интуитивно, менее формализовано, чем в несемейных; семейный бизнес — это бизнес «партнёрства» и прагматических отношений в семье (а не супружеской любви); с невысокой внешней коммуникацией. Таким образом, семейный бизнес в нашей стране упускает своё ключевое преимущество на рынке, так как не поддерживает и не транслирует традиционные ценности бизнес-семей, которые могли бы улучшить деловую репутацию в восприятии потребителей. Ценность результатов. Учёт полученных результатов при планировании мер государственной поддержки семейного бизнеса поможет процессу самоидентификации данной формы бизнеса.

Библиографическое описание: Мурзина Ю. С., Позняков В. П., Дьячков С. М. Чёрная кошка в тёмной комнате: отличаются ли ценностные ориентации владельцев семейного и несемейного бизнеса? [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2020. Т. 10. № 4. С. 88-108. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss