Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Ясько Б. А. 1,2, Казарин Б. В. 1
  • 1 Кубанский государственный медицинский университет, 350063, Краснодар, ул. М. Седина, 4
  • 2 Кубанский государственный университет, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149

Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практическая востребованность

2020. Т. 10. № 4. С. 109–137 [содержание номера]
Цель исследования — изучить управленческие компетенции и лидерские стили руководителей организаций здравоохранения высшего и линейного уровней, образующие специфические свойства, способности, умения и их вариативные проявления как компоненты подструктуры личностных качеств, обусловленных опытом и процессом профессионализации в модели личности врача. Метод. Выборку составили 135 респондентов: главные врачи (n = 26); заместители главного врача (n = 32); заведующие подразделениями (n = 47); врачи-эксперты (n = 30). Использованы методы: анализ нормативных документов; экспертный анализ; психодиагностика (Тест-опросник «Анализ своих ограничений» М. Вудкока и Д. Френсиса; опросник «Стиль принятия управленческих решений» А. В. Карпова и Е. В. Марковой). Результаты. Анализ Профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» обнаружил общие профессиональные компетенции, которые являются деятельностными детерминантами свойств, способностей, умений в структуре специфического сегмента в модели личности врача. К ним относятся: руководство всеми видами деятельности в организации; организация различных форм делового общения; принятие управленческих решений; осуществление внутриорганизационного контроля деятельности; непрерывное совершенствование профессиональных знаний; формирование, поддержание и развитие корпоративной культуры. Определены особенности профессиональных задач субъектов высшегои линейного менеджмента как детерминант вариативных свойств, способностей и умений. С помощью кластерного анализа выделены три субмодели личности специалиста «Врач-руководитель»: «Главный врач»; «Заместитель главного врача»; «Заведующий клиническим подразделением», которые могут рассматриваться как верификация системной модели личности «Врач-клиницист». Ценность результатов. Полученные результаты расширяют представленияо многообразии подходов к анализу феноменологии системы «человек — профессия» рассмотрением научно-методологического ресурса концепции моделирования личности профессионала (специалиста). Вводится понятие «модель личности специалиста», которое раскрывается как открытая система, образованная комплементарным взаимодействием инвариантных, специфических и вариативных образований, в которых функционально взаимосвязаны свойства, способности, умения, детерминированные процессом профессиогенеза и индивидуальностью специалиста как субъекта труда. Модель может служить источником необходимой информации для организационного психолога, специалиста по управлению персоналом при разработке локальных моделей специалиста в организации.

Библиографическое описание: Ясько Б. А., Казарин Б. В. Модель личности специалиста: методологическое обоснование и практическая востребованность [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2020. Т. 10. № 4. С. 109-137. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss