|
2021 т. 11 № 1
|
- Стр.
|
6–7
|
В рубрике «Исследования в организационной психологии» вы найдёте четыре статьи междисциплинарного характера. Общеметодологические проблемы обсуждаются в статье «Методологическое обоснование изучения социального капитала организации» Л. Г. Почебут, В. А. Чикер, Н. В. Волковой и С. Д. Гуриевой. Международный авторский коллектив в составе: В. В. Барабанщиковой, Ф. Р. Султановой, А. И. Ковалёва, К. Хатояма, Д. М. Бояринова, Л. М. Губайдуллиной представил статью «Особенности копинг-стратегий российских и японских водителей во время дорожных пробок». Профессиям с особыми условиями трудовой деятельности посвящена статья «Психологическая классификация профессий при вахтовой организации труда на промышленных предприятиях» Я. А. Корнеевой и Н. Н. Симоновой. Связь между благополучием и успешностью обсуждается в статье Л. В. Карапетян «Эмоционально-личностное благополучие как предиктор субъективной успешности трудящихся». Тема благополучия также звучит и в рубрике «Организационно-психологическая практика», а именно - в статье А. Ю. Лисовской, С. В. Кошелевой, Д. Н. Соколова и А. Ф. Денисова «Основные подходы к пониманию благополучия сотрудника: от теории к практике». Реальная практика управления персоналом образовательного учреждения представлена в статье «Опыт формирования кадрового резерва медицинского вуза на основе комплексной оценки кандидатов», авторы: В. А. Лазаренко, А. А. Кузнецова, Н. С. Мещерина, Н. Н. Сорокина. Рубрику «Обзоры» сегодня представляет статья петербургских психологов-практиков Н. В. Боровиковой и Е. В. Белоуско «Тесты ситуационных суждений: развитие подходов к пониманию оценки в анализе конкретной ситуации». В рубрике «Первые шаги» вы найдёте статью из Китая «Неэтичное про-организационное поведение: обзор существующей литературы» (на англ. яз.). Автор С. Хосаин. В рубрике «Организационная психология в лицах, диалогах, дискуссиях» размещена статья ещё одного авторского коллектива из Санкт-Петербурга «Кто в России учится управлению: особенности личности слушателей образовательных программ «Мастер делового администрирования» Е. К. Завьяловой, С. Т. Посоховой, А. Ю. Лисовской и Д. Н. Соколова. Рубрику «Конференции» представляет пресс-релиз «XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества».
Приятного чтения! |
- Исследования в организационной психологии
|
8–24
|
Данная статья продолжает серию статей, подготовленных авторами по теории иметодологии изучения социального капитала организации. Цель статьи состоит в методическом обосновании изучения этого сложного социального феномена. Согласно нашей теоретической концепции, социальный капитал представляет собой смысловое социальное пространство, консолидирующее людей при выполнении совместной деятельности. Логика методологического исследования заключается в последовательном переходе от общего к частному: рассмотрение общих методологических проблем исследования; описание основных научных парадигм социальной психологии; анализ методологических подходов к изучению социального капитала организации; определение социального пространства, которое складывается из различныхвидов капитала. Содержание понятия «социальный капитал» заложено в термине П. Бурдьё «габитус» как системе социальных диспозиций. Проанализированы два пути научного исследования. Первый путь направлен на разработку теоретических концепций и выдвижение гипотез, как основных методологических инструментов исследования. Второй путь ориентирован на методологический подход без примата теории, основное значение придается первоначальному опытному получению данных. Доказывается, что логика научного исследования такого сложного феномена, как социальный капитал организации должна строиться на основе как теоретического, так и практического анализа. Методология исследования проанализирована с точки зрения двух научных парадигм — американской и западноевропейской. Показано, что методологический принцип понимания, лежащий в основе второй парадигмы, направлен наизучение субъективно переживаемого смысла своих действий и взаимоотношений с людьми. Проанализированы три методологических подхода к изучению социального капитала организации: экономический, социологический и социально-психологический. Выводы. В итоге проделанного методологического исследования установлено: 1) сложившееся в современной организационной психологии противоречие между теоретической и практической психологией распространяется и на изучение социального капитала организации; 2) с методологической точки зрения социальный капитал организации продуктивнее изучать с позиций парадигмы «понимания»; 3) понятие «габитус», разработанное П. Бурдьё, позволяет логичноописать систему диспозиций, составляющих содержание социального капитала: доверие, приверженность целям и ценностям организации, соблюдение норм взаимоотношений и создание репутации организации. Оригинальность исследования заключается в строгом научном обосновании содержания и структуры социального капитала организации.
|
|
25–46
|
В данной статье рассматривается проблема психологических состояний российскихи японских водителей и их зависимость с копинг-стратегиями. Оптимальные копинг-стратегии могут позволить снизить риски возникновения аварий как для профессиональных водителей, так и для автолюбителей во время дорожных пробок. Целью исследования является поиск оптимальных копинг-стратегий для улучшения функциональных состояний водителей во время дорожных пробок. Дизайн исследования. В данном исследовании различные способы времяпрепровождения являются копинг-стратегиями, позволяющими совладать со стрессом и другими негативными функциональными состояниями во время дорожной пробки. Исследование состояло из трёх этапов, каждый этап включал в себя заполнение участниками пакета методик, состоящего из биографической анкеты и психодиагностических методик. Первое исследование. Экспериментальное исследование, направленное на изучение копинг-стратегий японских водителей во время дорожных пробок, в котором приняло участие 22 водителя. В качестве копинг-стратегий использовалось четыре способа времяпрепровождения. Второе исследование. Проведение онлайн-опроса среди водителей, направленного на выявление данных о водителях в дорожных пробках и их психологических особенностях, в котором приняло участие 242 водителя. Третье исследование. Экспериментальное исследование функциональных состояний российских водителей во время дорожных пробок, в котором приняло участие 24 человека, из них 12 водителей и 12 «не водителей». На данном этапе проводилась регистрация движения глаз с помощью айтрекера SMI RED 120. В качестве копинг-стратегий использовались шесть способов времяпрепровождения. Результаты. Было выявлено, что наименее эффективной копинг-стратегией во время дорожных пробок является отсутствие какой-либо деятельности как для японских, так и для российских водителей. Прослушивание музыки оказалось оптимальной копинг-стратегией во время дорожных пробок для японских водителей. Решение головоломок стало наиболее эффективной копинг-стратегией для российских водителей в данном исследовании. Ценность результатов. Полученные данные могут быть использованы для создания методических рекомендаций по оптимизации функциональных состояний водителей во время дорожных пробок, в том числе для профессиональных водителей.
|
|
47–64
|
Широкая представленность отраслей промышленности, которые применяют вахтовый метод организации труда, усиливает необходимость адаптировать существующие технологии медико-психологического сопровождения трудовой деятельности персонала. Представляется целесообразным проанализировать особенности деятельности и организации труда всего разнообразия профессий, реализуемых вахтовым методом, и разработать классификацию профессий для дальнейшей работки психологического сопровождения каждой из профессиональных групп. Цель исследования — создать психологическую классификацию профессий, реализуемых путём вахтовой организации труда. Дизайн исследования. Материалы исследования собраны посредством пяти научных экспедиций на различные промышленные объекты, использующие вахтовый метод организации труда: нефтегазодобывающее производство на суше и в море; алмазодобывающее предприятие; строительство крупного промышленного объекта. На всех изучаемых производствах проанализировано 133 различных профессии. С помощью профессиографирования с применением «формулы профессий» Е. А. Климова в модификации В. В. Пчелиновой все отобранные профессии дифференцировались по десяти обобщённым характеристикам. Далее пошагово были применены описательные статистики, многомерное шкалирование, кластерный анализ «методом k-средних» и многомерный дискриминантный (пошаговым методом) анализы. Результаты. В результате разработана психологическая классификация профессий, реализуемых путём вахтовой организации труда, состоящая из четырёх ключевых профессиональных групп: труд по оптимизации; исполнительский труд (рабочие); административно-управленческий труд и труд по обслуживанию технических средств и управлению универсальной техникой. Ценность результатов. Разработка программ психологического сопровождения персонала может быть составлена под каждую обобщённую профессиональную группу, учитывая её специфику (адаптация, развитие, психокоррекция неблагоприятных состояний).
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
|
|
65–92
|
Актуальность. Деятельность трудящихся на производстве не является единственной сферой их жизнедеятельности, в структуру которой также входят семейная жизнь, досуг, забота о собственном физическом благополучии и так далее. Для успешной реализации в любой из этих сфер важно, в каком психоэмоциональном состоянии находится специалист. Цель — изучение связи субъективной успешности профессиональных групп трудящихся в различных сферах жизнедеятельности и эмоционально-личностного благополучия. Выборку основного этапа исследования составили представители семи профессиональных категорий, таких как сотрудники МВД, врачи, психологи, педагоги, работники сферы услуг, инженерно-технические работники и рабочие промышленных предприятий. Всего 1348 человек. Метод. Для измерения субъективной успешности респондентам было предложено оценить её выраженность у себя по 10-балльной шкале, где 1 балл — «не чувствую себя успешным», 7 баллов — «я абсолютно успешен» в сферах жизнедеятельности, выделенных в ходе предварительного исследования (профессиональная, семейная, когнитивная сфера и другие). Эмоционально-личностное благополучие диагностировалось при помощи методики СЭЛБ. Результаты. Специалисты профессиональных категорий по-разному оценивают свою успешность: наиболее успешными считают себя сотрудники МВД и врачи, наименее успешными работники промышленных предприятий и представители сферы услуг. Большинство трудящихся позитивно оценивают своё эмоцио-нально-личностное благополучие. Наиболее высокий его уровень выявлен у сотрудников МВД и врачей. Доказано, что эмоционально-личностное благополучие выступает предиктором субъективной успешности в различных сферах жизнедеятельности отдельных групп трудящихся. Профессиональная субъективная успешность врачей является устойчивой по отношению к фактору переживания ими эмоционально-личностного благополучия или неблагополучия. Ценность результатов состоит в возможности их применения при психологическом сопровождении деятельности специалистов различных организаций, отраслей и ведомств с целью планирования мероприятий по оптимизации эмоционально-личностного благополучия кадрового состава.
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
|
- Организационно-психологическая практика
|
93–117
|
Цель. В статье приводится обзор теоретических подходов к определению понятия «благополучие сотрудника», обсуждается проблема отсутствия единого понимания в профессиональной и академической литературе концепции корпоративного благополучия. Результаты. Теоретический вклад заключается в сравнительном анализе существующих подходов к рассмотрению феномена «благополучия» и уточнении его структурных компонентов и дефиниций. Выводы. Отсутствие единства терминологии затрудняет понимание смыслового содержания термина и феномена «благополучие» и выстраивание политики в области управления благополучием сотрудников. Сужение контекста исследования и акцентированная психологизация понятия не предполагают целостный подход к управлению благополучием сотрудников на практике, затрудняют понимание связи между благополучием сотрудников и особенностями менеджмента, направлениями деятельности компании, особенностями управления человеческими ресурсами. Осуществлённый анализ подтвердил сходство в содержании структурных компонентов благополучия в академических и консалтинговых исследованиях, выявил различия в видении значимости конкретных структурных компонентов благополучия и обнаружил содержательно более сбалансированную структуру компонентов благополучия в подходе консалтинговых компаний. Авторы предлагают следующую трактовку благополучию сотрудника: благополучие сотрудника — это состояние, при котором сотрудник успешно реализует собственный потенциал, продуктивно работает и вносит свой вклад в развитие компании и общества в целом; базовыми компонентами благополучия сотрудника являются физическое благополучие (физическое и психическое здоровье), психологическое благополучие, социальное благополучие (включённость в жизнь социума), финансовое благополучие. Ценность результатов. Данная работа может послужить первичной основой для разработки содержания программ управления благополучием сотрудников в компаниях, учитывающих международный и отечественный опыт в определении наиболее значимых аспектов корпоративного благополучия.
|
|
113–126
|
В статье представлены результаты оценки уровня сформированности управленческих компетенций кадрового резерва медицинского вуза (на примере ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России). Цель — комплексная оценка лич-ностных качеств и уровня сформированности управленческих компетенций кадрового резерва медицинского вуза с дальнейшим формированием индивидуальной траектории развития дефицитных компетенций. Процедура. Процедура оценки включала в себя два этапа. Первый — психодиагностический этап с применением стандартизированных опросных методов. Диагностика была сфокусирована на мотивационной, эмоциональной, когнитивной и коммуникативной сферах. Второй этап — оценка компетенций участников при решении ими практико-ориентированных ситуационных задач, направленных на измерение уровня владения методами анализа проблем, планирования и организованности, нацеленности на результат, уровня стрессоустойчивости. Результаты. При благоприятном личностном профиле участников оценки к осуществлению управленческих функций, выявленном на психодиагностического этапе, на втором этапе был выявлена дефицит их проявления. Другими словами, самооценка участниками своих качеств была выше продемонстрированных навыков. Установлен дефицит ряда управленческих компетенций, что проявляется в низком уровне владения основами планирования и стратегического управления. Ценность результатов. В процессе исследования были изучены существующие модели управленческих компетенций, предложена модель, адаптированная под специфику медицинского вуза. На основе выявленных тенденций предложены рекомендации по разработке программы развития управленческих компетенций кадрового резерва.
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
|
- Обзоры
|
127–151
|
Цель статьи заключается в анализе и обобщении основных направлений в исследовании тестов ситуационных суждений. Актуальность обусловлена в первую очередь тем, что вроссийском дискурсе теоретическая основа тестов ситуационных суждений раскрыта неполно. Наряду с этим в последние несколько лет в зарубежной литературе произошло переосмысление тестов ситуационных суждений в том, как они разрабатываются и какие области знаний позволяют диагностировать. Результаты. Представлены взгляды на тесты ситуационных суждений с точки зрения их зависимости или независимости от контекста. Это позволило лучше осознать теоретическую основу, на которой разрабатываются тесты ситуационных суждений, и выделить два основных подхода — традиционный и конструктный. Тесты ситуационных суждений, основанные на конструктах, по сравнению с традиционными имеют прочную теоретическую основу и являются более универсальными и адаптивными под различные профессии. Описаны ключевые характеристики тестов ситуационных суждений: формат заданий, тип инструкции и формат ответа. Определены области применения тестов и проанализированы основные особенности параметров качества тестов ситуационных суждений: внутренняя структура, надёжность, валидность, подверженность фальсификации и эффектам научения. Ценность статьи заключается в аналитическом обзоре существующих подходов к осмыслению тестов ситуационных суждений, которые позволяют обеспечить более глубокое понимание инструмента диагностики и могут стать основой для будущих исследований в отечественной науке. Тесты ситуационных суждений — один из самых недооценённых методов диагностики персонала в России. Широкие возможности их применения для различных управленческих задачи разнообразие форматов тестовых заданий открывают перспективы изменения практики оценки персонала в отечественных организациях. Тесты ситуационных суждений могут стать инструментом, который, с одной стороны, дает обоснованные данные для принятия решений руководителями, а с другой — пользуется доверием сотрудников и вызывает у них интерес.
|
- Первые шаги
|
152–161
|
Цель. Этот обзор направлен на систематическое выявление неэтичного про-организационного поведения (UPB) на основе доступной опубликованной литературы. В статье обсуждаются общие вопросы, такие как концепция, мотивы, примеры, влияющие факторы и последствия UPB. Методология. Автор провел обширный обзор литературы, в котором рассмотрены 53 статьи, собранные из различных баз данных, таких как Web of Science и Scopus, опубликованные с 2010 г. по апрель 2020 г. Согласно литературным источникам, есть ряд причин, по которым сотрудники должны участвовать в UPB. Однако, хотя мотивы, лежащие в основе таких поведенческих тенденций, многочисленны, конечным следствием UPB является серьезный ущерб репутации организации и доверию заинтересованных сторон. Результаты. Согласно литературным источникам, есть ряд причин, по которым сотрудники могут работать в UPB. Однако, хотя мотивы, стоящие за такими поведенческими тенденциями, многочисленны, конечным следствием UPB является серьезный ущерб репутации организации и доверию заинтересованных сторон. Значение для практики. Ожидается, что эта статья послужит руководством для дальнейших теоретических и эмпирических исследований этого недавнего и широко обсуждаемого явления. Кроме того, высшее руководство может иметь некоторые подсказки относительно основных факторов, влияющих на такое поведение, и принимать необходимые меры для демотивирования таких намерений. Ценность результатов. Неэтичное про-организационное поведение — это широко обсуждаемая проблема в настоящее время в академиках, занимающихся поведением, и разработчики политики пытаются любой ценой воспрепятствовать подобным поведенческим действиям. Однако до сих пор нет надлежащих и адекватных исследований по этому поводу. Автор уверен, что эта обзорная статья, основанная на 53 существующих статьях, может стать основой для новых исследований с точки зрения теории и практики.
|
- Организационная психология в лицах, диалогах и дискуссиях
|
162–187
|
Целью настоящего исследования является выявление и анализ личностных свойств слушателей, обучающихся на дополнительных программах «Мастер делового администрирования для высших руководителей» (Executive Master of Business Administration, EMBA). Работа представляет собой часть многопланового исследования, посвящённого выявлению и анализу психологических факторов профессиональной реализации и социальной успешности людей, решившихся на получение дополнительного образования в зрелом возрасте. Современная концепция непрерывного образования реализуется на практике, однако психологические и экономические аспекты обучения взрослых людей до настоящего времени недостаточно изучены. Дизайн исследования. В исследовании участвовали 418 человек, прошедших обучение на двухгодичной программе ЕМВА в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (138 женщин и 280 мужчин в возрасте от 28 до 40 лет, представители разных регионов России). Процесс обучения на программах ЕМВА / МВА отличается значительной ресурсоёмкостью, требующей умственных, временных и финансовых затрат. Метод. Методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный подход. В качестве эмпирических методов использованы личностный опросник Р. Кэттелла (16РF), опросник И. Б. Майерс и К. Бриггс (MBTI), опросник М. Белбина. В качестве инструментов математико-статистического анализа применялись методы описательной статистики и эксплораторный факторный анализ. Результаты. Установлено, что для слушателей EMBA характерны высокие интеллектуальные и коммуникативные возможности, умеренная эмоциональная устойчивость и умеренный самоконтроль. Преобладают логико-сенсорный рациональный тип экстраверта, логико-сенсорный рациональный тип интроверта, логико-интуитивный рациональный тип экстраверта и логико-интуитивный рациональный тип интроверта. В выборе командных ролей слушатели наиболее ориентированы на лидерство в действиях по эффективной организации людей и рабочих процессов (роли «Мотиватор» и «Практик-организатор»). К интегральным составляющим личностного потенциала можно отнести экстравертированность, исполнительскую ответствен-ность, социальную чувствительность, аналитичность и системность мышления, недостаточную самоорганизацию, эгоцентрическое лидерство, проявляющиеся в факторной структуре соответствующих психологических показателей. Результаты. Результаты исследования представляют интерес для раскрытия личностных механизмов профессиональной и карьерной самореализации взрослых людей в условиях пожизненного образования, а также для разработки критериев эффективного отбора слушателей и развития содержания программ дополнительного обучения.
|
- Конференции
|
188–189
|
ВШЭ и Сбер проведут Апрельскую конференцию по проблемам развития экономики иобщества. |
|
|