Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Куликова Т. И.1Временнáя организация деятельности современного учителя как детерминанта его стрессоустойчивости
2021.
Т. 11.
№ 2.
С. 54–75
[содержание номера]
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи между способностью управлять временем и стрессоустойчивостью у современного учителя. Актуальность исследования определяется тем, что профессиональная деятельность учителя является одной из самых интенсивных, с большим количеством стрессовых факторов. Проблема. Профессия учителя, с одной стороны, требует эмоциональной устойчивости в процессе работы с детьми, коллегами и родителями, а, с другой стороны, учитель не умеет управлять своим рабочим и личным временем, что зачастую создаёт стрессовые ситуации и постоянное напряжение. Методы. В исследовании приняли участие 67 женщин-учителей общеобразовательных школ города Тулы. Средний стаж работы учителей составил 15,64 ± 8,7 лет, а медианный стаж 17 лет. Критерием деления учителей на две равные части было медианное значение стажа: первая группа со стажем работы до 17 лет и вторая группа со стажем работы 17 и более лет. В качестве диагностического материала были применены методика диагностика состояния стресса А. О. Прохорова; тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой); тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Вильямсона; методика С. И. Калинина «Персональная компетентность во времени»; тест-опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 27 (IBM). Для установления тесноты связи между исследуемыми параметрами применялся коэффициент корреляции Пирсона. Для снижения размерности исходного пространства признаков и выявления главных факторов применялся метод главных компонент. Результаты. Корреляционный анализ выявил наличие положительной связи между следующими показателями: компетентность во времени; планомерность; целеустремлённость; самоорганизация; стрессоустойчивость; вовлечённость; контроль; принятие риска; жизнестойкость. В результате факторного анализа извлечены три фактора: 1) умение управлять временем, 2) жизнестойкость и 3) стрессоустойчивость. Наибольшие различия между группами со стажем (до 17 лет) и (более 17 лет) обнаружены по факторам жизнестойкости и стрессоустойчивости (p < 0,01). По фактору умения управлять временем намечена тенденция к различию. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в работе психологической службы образовательной организациии способствовать оптимизации рабочего времени учителей, повышению эффективности педагогической деятельности, а также послужить основой для разработки программ дополнительного образования и повышения квалификации по основам тайм-менеджмента.
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
Библиографическое описание:
Куликова Т. И. Временнáя организация деятельности современного учителя как детерминанта его стрессоустойчивости [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2021. Т. 11. № 2. С. 54-75. URL: http://orgpsyjournal.hse.r
|