Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Татаринова Т. А.1, Доминяк В. И.2,3Психологическая собственность в организационном контексте: о предпосылках, коррелятах и последствиях
2022.
Т. 12.
№ 1.
С. 153–174
[содержание номера]
В настоящее время наблюдается дефицит отечественных исследований, посвящённых психологической собственности сотрудников (organization-based psychological ownership). Цель. Цель настоящего исследования — изучение соотношения психологической собственности и вовлечённости персонала в организацию с возможностью реализации мотивов, оценкой удовлетворённости организационной культурой, лояльностью, организационным гражданским поведением и намерением остаться в организации. Дизайн исследования. Выборку составили 106 работников российских организаций (без соотнесения с конкретными организациями), 65 женщин и 41 мужчина. Респондентам предлагалось заполнить следующие методики: опросник «Организационная лояльность» Л. Портера в адаптации В. И. Доминяка, опросник «Возможность реализации мотивов» В. И. Доминяка и Е. А. Родионовой, авторский инструмент для оценки вовлечённости в организацию, авторская анкета для оценки психологической собственности по отношению к организации, опросник «Шкала экстраролевого поведения» Б. Г. Ребзуева, опросник «Шкала ролевого поведения» Л. Вильямса и С. Андерсона, опросник «Инструмент для измерения организационной культуры» К. Камерона и Р. Куинна. Полученные данные были обработаны при помощи таких математико-статистических методов, как: корреляционный анализ с применением коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена, множественный регрессионный анализ, а также моделирование структурными уравнениями. Результаты. Результаты исследования показали, что существуют связи между изучаемыми нами переменными. Мы получили модель, согласно которой предиктором психологической собственности, вовлечённости и лояльности является возможность реализации мотивов профессиональной деятельности; психологическая собственность определяет лояльность и вовлечённость в организацию; вовлечённость определяет организационное гражданское поведение, а лояльность — намерение остаться в организации. Ценность полученных результатов. Полученная модель, как и освещение темы психологической собственности, составляет научную новизну данной работы.
Библиографическое описание:
Татаринова Т. А., Доминяк В. И. Психологическая собственность в организационном контексте: о предпосылках, коррелятах и последствиях [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2022. Т. 12. № 1. С. 153-174. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
|