Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

 

     
     

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Толочек В. А.1
  • 1 Институт психологии Российской академии наук, 129366 Москва, ул. Ярославская, 13 к. 1.

Профессиональная карьера как феномен: открытые вопросы. Часть первая

2022. Т. 12. № 4. С. 9–28 [содержание номера]
В первой статье обсуждаются история, научные традиции, подходы в изучении профессиональной карьеры в зарубежной и в отечественной психологии. Ряд малоизученных идискуссионных аспектов проблемы определяются как «открытые вопросы». Цель. Цель иссле-дования состоит в изучении профессиональной карьеры как исторически эволюционирующегофеномена. Метод. Для достижения указанной цели были использованы историко-теоретический анализ, предметно-категориальный анализ. Гипотезы: 1. В разных условиях социальной среды(исторических, географических, экономических, профессионально-технологических, организационно-культурных) феномен профессиональной карьеры проявляется по-разному в его общих,особенных и единичных свойствах. 2. Представители разных социальных групп по-разному воспринимают феномен профессиональной карьеры. 3. В профессиональной картине мира субъекта профессиональная карьера может принимать разные формы и значения (в зависимости отвозраста, социального опыта, профессиональной квалификации). Результаты. В заключениепервой статьи констатируется, что феномен «профессиональная карьера» обычно рассматривается вне аспектов его исторической эволюции. Ранее сложившиеся немногие «классические» подходы имеют исторически преходящий характер, но выступают прототипами для последующих концепций. К середине ХХ в. расширился интервал профессионального и должностного продвижения человека. К началу ХХI в. расширились формы профессиональной деятельности и занятости людей и проявления феномена профессиональной карьеры; разрабатываются социальные технологии управления карьерой, ориентированные на помощь представителям разных социальных групп; обосновывается возможность разных «стартовых позиций» и карьерных траекторий у разных людей. Возрастание количества понятий, описывающих проявления феномена, требует критического анализа и методологического «аудита». Мировоззренческим и методологическим барьером остаётся бинарное мышление, расчленяющее феномен на противоположные части, изучение карьеры в рамках парадигмы индивидуальной, а не совместной деятельности. Вне предметного поля остаются роль негативных обстоятельств, жизненных и профессиональных кризисов. Ценность результатов. Полагается, что конструктивной методологией станет обращение к подходу «системные триады», пригодному в разработке пространственных, темпоральных и других аспектов проблемы, а также — к ресурсному подходу (темам «фазовых переходов», активного взаимодействия человека с условиями социальной среды).


Библиографическое описание: Толочек В. А. Профессиональная карьера как феномен: открытые вопросы. Часть первая [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2022. Т. 12. № 4. С. 9-28. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss