Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

 

     
     

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Гофман О. О.1, Банаян А. А.2, Киселева Е. А.2
  • 1 Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, 199034, Университетская наб., д. 7/9
  • 2 Научно-исследовательский институт физической культуры, 191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 56, Литера “Е”

Психическая саморегуляция как ресурс сохранения профессионального здоровья

2023. Т. 13. № 2. С. 9–36 [содержание номера]
Тема сохранения профессионального здоровья на разных этапах профессионализации крайне актуальна, особенно в процессе обучения и подготовки к трудовой деятельности, когда механизмы заботы о себе только формируются. В статье представлены результаты исследования психофизиологического состояния учащихся и их способности к психической саморегуляции. Цель исследования: изучить особенности психической саморегуляции будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта на основе сравнения объективных и субъективных показателей. Дизайн исследования. Выборка включала 104 студента в возрасте 17–20 лет различной спортивной квалификации. Методы исследования: метод газоразрядной визуализации, метод кожно-гальванической реакции и батарея психологических тестов. Выводы. 1. Благоприятные значения психофизиологического состояния определены только у 3% студентов, у 53% — средние, и у 44% — неблагоприятные; выявлены высокие показатели психического напряжения (Фон 8,27 ± 6,97, МкСим), низкая выраженность навыка психической саморегуляции. 2. Выявлено рассогласование значений аппаратной диагностики и результатов психологического тестирования, что свидетельствует о неумении учащихся корректно определять своё психическое состояние и неспособность им управлять. 3. Выявлено девять барьеров здорового поведения, возникновение которых связано с такими индивидуально-психологическими особенностями, как психическая саморегуляция и представления о себе. Обнаружена позитивная динамика изменения субъективных представлений о состоянии собственного здоровья в целом в различных временных локусах. 4. Качество психофизиологического состояния имеет непосредственную связь с состоянием здоровья в целом, представлениями о барьерах здорового поведения, выбором проактивных стратегий совладания (прежде всего, «самоконтроль»), самооценкой текущего состояния и способностей к расслаблению или активации. 5. Определены предикторы психофизиологического состояния: представление о состоянии здоровья в целом, психическом здоровье в настоящем, стратегии совладания «самоконтроль» и «конфронтация», уровень информированности о здоровье и сформированное в прошлом представление о собственном состоянии здоровья. Таким образом, гипотеза исследования о том, что будущие педагоги физической культуры, занимающиеся спортом, обладают хорошо выраженной способностью дифференцировать своё психоэмоциональное состояние и умеют управлять им в заданный период времени не подтвердилась. Практическая значимость. Даны рекомендации по формированию навыка психической саморегуляции.

Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».


Библиографическое описание: Гофман О. О., Банаян А. А., Киселева Е. А. Психическая саморегуляция как ресурс сохранения профессионального здоровья [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2023. Т. 13. № 2. С. 9-36. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss