Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Улыбина Е. В.1, Гаврилова М. А.1Вклад социальных верований и прагматических критериев в оценку допустимости нечестности в крупном и малом бизнесе
2024.
Т. 14.
№ 1.
С. 9–29
[содержание номера]
Цель. Цель исследования состояла в анализе относительных вкладов таких переменных, как «вера в справедливый мир», «вера в конкурентный мир», «оправдание систем», «распространённость и риск получить наказание» в оценку допустимости нечестности в уплате налоговв малом и крупном бизнесе у людей, имевших и не имевших опыт предпринимательской деятельности. Дизайн исследования. В индуктивно-корреляционном исследовании приняли участие 315 человек, из них 86,4% женщин, средний возраст 19,7 (±3,73), 26,4% участника имели опыт предпринимательской деятельности. Респонденты знакомились с четырьмя виньетками, описывающими случаи налоговых нарушений (две в крупном, две в малом бизнесе) и оценивали каждый случай по уровню распространённости, допустимости, риска получить наказание. Далее они заполняли опросники «Вера в конкурентный мир», «Вера в справедливый мир», шкалу «Оправдание политической и экономической системы». Для выявления вкладов социальных верований и прагматических критериев в оценку допустимости нечестности у имеющих и не имеющих опыта предпринимательской деятельности участников использовался метод линейного регрессионного анализа. Результаты. Анализ полученных данных показал различие в структуре вкладов рассмотренных предикторов в оценку допустимости нечестности в крупном и малом бизнесе у людей, имевших и не имевших опыт предпринимательской деятельности. У имевших опыт значимый вклад вносят только распространённость и риск наказания и в оценку допустимости нечестности в крупном, и в малом бизнесе. У не имевших такого опыта допустимость нечестности в крупном бизнесе определяется только верой в конкурентный мир и, с отрицательным знаком — оправданием политической системы, а допустимость нечестности в малом бизнесе — верой в конкурентный мир, оправданием политической системы, распространённостью и риском. Ценность результатов. Полученные результаты дополняют и расширяют представ-ление о факторах, определяющих отношение к нечестности в бизнесе, показывая различие в структуре предикторов, вносящих вклад в оценку допустимости ухода от налогов имевшими и не имевшими опыт предпринимательской деятельности.
Библиографическое описание:
Улыбина Е. В., Гаврилова М. А. Вклад социальных верований и прагматических критериев в оценку допустимости нечестности в крупном и малом бизнесе [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2024. Т. 14. № 1. С. 9-29. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
|