Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

Мы в социальных сетях:

LinkedIn    

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Кларин М. В. 1
  • 1 Институт теории и истории педагогики Российской академии образования, 129278 Россия, Москва, ул. П. Корчагина, 7

Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии

2014. Т. 4. № 1. С. 6–16 [содержание номера]
Статья описывает социально-практический фон и концептуальные основания коучинга как развивающей практики и становления профессии «Коуч», представляет подход к разработке проекта профессионального стандарта «Коуч» в Российской Федерации. Импульсом к становлению и развитию коучинга как профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного общества. На индивидуальном уровне – запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути; на уровне корпораций – потребность в принципиальном повышении эффективности работников, мобилизации их внутреннего потенциала. Дана характеристика коучинга как развивающей практики и как профессии, описаны роли в которых выступают коуч и его клиент, даны определения коучинга как развивающей практики и профессиональной деятельности. Черты профессии: направленность на развитие человеческого потенциала, осознанность, активную жизненную позицию в решении личных, профессиональных и деловых задач, рефлексивность и осмысленность деятельности; диалоговый, недирективный, субъект-субъектный характер коучингового взаимодействия. Черты позиции коуча: нейтральность по отношению к заказчикуи клиенту услуги коучинга, невовлечённость в возможное столкновение интересов. Исследования восприятия коучинга в организациях показывают, что его ценность устойчиво воспринимается как очень высокая, при этом приоритеты коучинга примерно поровну распределены между целями развития сотрудников и решением конкретных задач/проблем. Основные форматы включения коучинга в образовательную практику: сопровождение учащихся (высшая школа, последипломное образование), поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях. Фактор, тормозящий развитие профессии во всех странах мира, – большое количество неадекватно подготовленных «коучей», размывание границ профессиональной деятельности, «замешательство˗путаница на рынке». Коучинговая подготовка принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, её ядром является обучение в деятельности, наставничество со стороны опытного коуча. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи коучинговой супервизии, которую осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой. Лучшие мировые практики развития профессии опираются на работу профессиональных ассоциаций/объединений, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы своих членов на основе формализованных коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объёму подготовки, прохождения супервизии, этического кодекса и др. Статья обосновывает необходимость создания национального стандарта профессии «Коуч».

Библиографическое описание: Кларин М.В. Профессиональный стандарт «Коуч»: развитие коучинга как профессии [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 1. С. 6-12. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/ (дата обращения: дд.мм.гггг)
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss