|
2018 т. 8 № 2
|
- Стр.
|
6–7
|
Представляем новый номер нашего журнала. Журнал продолжает знакомить читателей с последними событиями в области организационной психологии.
В рубрике «Исследования в организационной психологии» представлены четыре исследовательских отчёта. А.В. Карпов в статье «Специфика процессов принятия решения в организациях в условиях властного воздействия» демонстрирует, что доминирующим вектором трансформации компонентов процессов принятия решения является дезоптимизация процессуальных характеристик решений и снижение их качественных параметров. Коллективная статья «Личностные ресурсы и профессиональная мотивация: Позитивное взаимодействие» посвящена описанию двух исследований, в результате которых выяснилось, что единый фактор личностных ресурсов является позитивным предиктором автономной и негативным предиктором контролируемой мотивации трудовой деятельности. Авторы ещё одной совместной статьи «Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования» сосредоточили своё внимание на социально-психологическом подходе, описывающем социальный капитал как систему взаимоотношений сотруднико вмежду собой, с партнёрами и клиентами организации. В статье М.А. Фризен «Жизнестойкость как внутренний ресурс профессиональной деятельности педагога» представлены исследования, в которых проверялись предположения о том, что жизнестойкость по-разному задействуется педагогами при разных уровнях её выраженности, имеет специфику у учителей в сравнении с другими профессиональными группами, а также имеет отличия в связи с местом проживания и включённостью в управленческую деятельность.
Рубрику «Организационно-психологическая практика» представляет статья И.Б. Гуркова и Е.Б. Моргунова «Ритуалы торжественного открытия новых российских заводов зарубежных корпораций: смысл, содержание и приёмы церемоний», в которой представлены весьма интересные наблюдения из жизни транснациональных компаний.
В рубрике «Первые шаги» вы найдёте статью А.А. Фёдоровой «Взаимосвязь креативности и конфликтного поведения сотрудников организаций», в которой показано, что креативность как дивергентное мышление, как компонент самоактуализации и как состояние потока не только могут быть включены в комплексную модель креативности, но и предсказывают ряд параметров конфликтного поведения сотрудников организаций.
В рубрике «Конференции» представлены короткие заметки от участников двух весенних конференций. Л.П. Малинина делится своими впечатлениями о Кейс-конференции Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ) «Бизнес в России: рискии перспективы развития в новых условиях», прошедшей 12-13 апреля 2018 г. в Москве. В другой заметке А.М. Муталимова рассказывает об основных итогах Девятой Международной научно-практической конференции «Организационная психология: люди и риски», которая проходила 26-27 апреля 2018 г. в Саратовском национальном исследовательском университете.
В рубрике «Литературный гид» вы узнаете о выходе новой книги учредителей консалтинговой фирмы «ШАГ» Евгения и Светланы Емельяновых, которую они назвали «Пятая нога. Наблюдательный совет в развитии малого и среднего бизнеса. Катехизис».
|
- Исследования в организационной психологии
|
8–26
|
Основная цель исследования заключается в выявлении и объяснении специфических особенностей процессов принятия решения в организациях, осуществляемого в условиях властного воздействия. Исследование базируется на методологическом подходе к изучению процессов принятия решений в управленческой деятельности, с позиций которого они трактуются в качестве интегральных процессов её психической регуляции. Согласно данному подходу, в основе этих процессов лежит целостная инвариантная структура его основных компонентов, интеграция которых и определяет его основные особенности. Дизайн исследования предполагал сочетание профессиографических деятельностно-аналитических схем с техникой ситуационного моделирования и изучения процессов принятия управленческих решений. Кроме того, он сочетал в себе и два подхода к анализу экспериментальных результатов. Один из них носил характер структурного анализа, а второй — феноменологического изучения. Структурный анализ предполагает сравнение этих процессов в аспекте количественных и качественных параметров их основных компонентов (информационной основы, критериев, альтернатив, правил, способов и др.). Результаты. Выявлены и проинтерпретированы основные направления и закономерности трансформации основных компонентов процессов принятия решения. Показано, что такая трансформация носит не только комплексный, но и согласованный характер, поскольку её различные проявления закономерно взаимосвязаны друг с другом и, более того, взаимно обусловливают друг друга. Доказано, что доминирующим вектором всех этих трансформаций является дезоптимизация процессуальных характеристик решений и, соответственно, снижениеих качественных параметров. Все обнаруженные трансформации проинтерпретированы также в более общем — собственно организационном — контексте. Обнаружен и проинтерпретирован также новый феномен, характерный для процессов принятия решения в иерархически организованных группах, — феномен «поляризации риска», наиболее типичный именно для управленческих решений в организациях. Ценность полученных результатов. Впервые выявлен и верифицирован новый в научном отношении результат, состоящий в доказательстве того, что спецификация процессов принятия решения в условиях властного воздействия затрагивает не только их феноменологические проявления, но и основные компоненты этих процессов — альтернативы выбора, его критерии, а также его информационную основу и стратегии реализации.
|
|
27–46
|
Цель. Исследование посвящено изучению мотивационной функции личностных ресурсов в организационном контексте. Опираясь на модель личностного потенциала (Леонтьев, 2011) и теорию самодетерминации, мы предположили, что личностные ресурсы способствуют поддержанию продуктивного характера мотивации и взаимодействию с рабочей средой, приводя к позитивным последствиям для индивидов и организаций. Мы проверяли три предположения: 1) о позитивном вкладе личностных ресурсов в автономную мотивацию и негативном вкладе в контролируемую мотивацию, 2) о том, что трудовая мотивация выступает медиатором влияния личностных ресурсов на благополучие на рабочем месте, 3) о том, что комбинация личностных ресурсов и профессиональной мотивации связана с позитивными последствиями для благополучия на рабочем месте. Дизайн. Мы использовали данные двух выборок сотрудников российского производственного предприятия со срезовым дизайном (N = 4708) и лонгитюдным дизайном (N = 372) с двухлетним интервалом между замерами. Респонденты заполняли опросники личностных ресурсов (жизнестойкость, диспозициональный оптимизм, общая самоэффективность, толерантность к неопределённости), трудовой мотивации и благополучия на рабочем месте (удовлетворённость жизнью и работой, баланс работы и личной жизни, увлечённость работой, приверженность организации). Результаты. Единый фактор личностных ресурсов оказался позитивным предиктором автономной и негативным предиктором контролируемой мотивации как в срезовой, так и в лонгитюдной перспективе. Динамика благополучия на протяжении двух лет была связана с уровнем автономной мотивации напервом замере. Трудовая мотивация выступила частичным медиатором эффектов личностных ресурсов на показатели благополучия и продемонстрировала ряд ожидаемых эффектов взаимодействия в предсказании показателей баланса работы и жизни, удовлетворённости трудом и приверженности организации. Ценность результатов. Результаты свидетельствуют о мотивационной функции личностных ресурсов.
|
|
47–71
|
Цель статьи — разработать социально-психологическую концептуальную модель когнитивного социального капитала организации. Методология исследования состоит в теоретическом моделировании феномена когнитивного социального капитала организации. Авторы сосредоточили внимание на социально-психологическом подходе, описывающем социальный капитал как систему взаимоотношений сотрудников между собой, с партнёрами и клиентами организации. Результаты исследования, во-первых, заключаются в том, что была создана концептуальная модель когнитивного социального капитала организации. Модель состоит из четырёх блоков: 1) компоненты когнитивного социального капитала, 2) позитивные и 3) негативные факторы формирования социального капитала организации, 4) объективация социального капитала, выражающаяся в карьерном продвижении сотрудников, благоприятном психологическом климате и организационной культуре. Во-вторых, в статье рассматриваются четыре аспекта изучения социального капитала: ресурсный, сетевой, экономический и социально-психологический. Ресурсный подход понимает социальный капитал как соединение реальных и потенциальных ресурсов людей. Экономический подход изучает экономическую выгоду, которую получают люди, включённые в отношения социального капитала. Сетевой подход подчеркивает то, что социальный капитал функционирует в социальных сетях. Однако сеть — это только каналы коммуникации, которые должныбыть заполнены смысловым, информационным содержанием. Социально-психологический подход изучает именно содержательную наполненность социального капитала. В-третьих, проанализированы виды и уровни социального капитала организации. В выводах теоретического исследования предлагается определение когнитивного социального капитала организации как единого смыслового пространства, объединяющее и сплачивающее людей на решение актуальных задач, основанное на доверии, нормах взаимности, равноправия, справедливости и универсализма, приверженности целям и ценностям организации, создающее её репутацию во внешней и внутренней среде. Основные содержательные компоненты когнитивного социального капитала организации включают: доверие, приверженность целям и ценностям организации, её репутация и нормы взаимодействия. Оригинальность исследования состоит в создании авторской концепции когнитивного социального капитала организации.
|
|
72–85
|
Жизнестойкость выступает значимым ресурсом профессиональной деятельности педагога в условиях современной ситуации неопределённости. Цель. В статье отражены результаты обобщающего исследования, целью которого выступило изучение и описание жизнестойкости как внутреннего ресурса профессиональной деятельности педагогов, работающих в разных условиях. При планировании нашей работы мы исходили из предположения о том, что жизнестойкость по-разному задействуется педагогами при разных уровнях её выраженности, имеет специфику у учителей в сравнении с другими профессиональными группами, а также имеет отличия в связи с местом проживания и включённостью в управленческую деятельность. Метод. Статистическому анализу (кластерному, корреляционному и критериальному) были подвергнуты данные, собранные на группах учителей, руководителей образовательных учреждений и врачей, проживающих в Петропавловске-Камчатском и/или Вилючинске (Камчатский край). Результаты. В ходе исследования нами было обнаружено, что педагогам свойственно большее принятие риска в сравнении с врачами. Кроме того, учителя с высоким уровнем жизнестойкости в большей степени опираются на осмысленность и планирование жизни, на свой жизненный опыт, автономность по отношению к социуму, а учителя с низким уровнем жизнестойкости больше сосредоточены на эмоциональной и материальной стороне жизнедеятельности. Обнаружены различия параметров жизнестойкости в зависимости от места проживания. Выводы. По итогам исследования сделан вывод о том, что у педагогов-руководителей жизнестойкость и толерантность к неопределённости задействуется в основном в рациональном, когнитивном аспекте, а у педагогов, не включённых в руководящую деятельность, — в аффективном аспекте. Ценность результатов. Сделанные нами выводы требуют дальнейшей проверкина более объёмных и разноплановых профессиональных и возрастных выборках. Результаты могут быть использованы для оптимизации профессиональной среды педагога.
|
- Организационно-психологическая практика
|
86–118
|
Цель. Целью исследования является анализ малоизученного феномена международного бизнеса — церемоний открытия новых заводов международных корпораций. Дизайн исследования. Основой исследовательского дизайна является анализ видеоматериалов, освещающих проведение подобных церемоний в России в 2012–2017 гг. Всего было проанализировано 119 видеоматериалов, посвящённых открытию 56 промышленных объектов. Для анализа видеоматериалов было разработано специальное руководство, включавшее специфические параметры, относящиеся к элементам церемонии торжественного открытия предприятия, содержанию вербальных и невербальных элементов коммуникации. Результаты. В ходе анализа видеоматериалов были выделены обязательные элементы, присутствующие во всех церемониях открытия новых производственных предприятий зарубежными компаниями в России — ознакомительный тур по предприятию для высокопоставленных представителей российских властей, торжественные речи руководителей компании-инвестора и представителей российских властей, совершение символического акта ввода предприятия в эксплуатацию; а также вариативные элементы, наблюдавшиеся в ходе отдельных церемоний. При анализе содержания речей были выделены три основных компонента коммуникации — когнитивный (передача информации), аффективный (выражение эмоций) и конативный (демонстрация доброй воли). Указанные элементы содержались в разных пропорциях в речах руководителей компании-инвестора и представителей российских властей. Выводы. Поскольку компании-инвесторы и власти принимающей страны имеют несколько различающиеся интересы (инвесторы заинтересованы в технической эффективности открываемого нового производства, а власти принимающей стороны — в долгосрочном характере инвестиций), основное содержание речей каждой из сторон сводится к открытому признанию интересов противоположной стороны: иностранные инвесторы подтверждают долгосрочный характер инвестиции, а представители властей принимающей страны выражают своё восхищение техническим уровнем нового производства. Оригинальность. Исследование представляет первое в отечественной научной литературе исследование важного феномена международного бизнеса. Исследование также имеет практическую ценность, позволяя улучшить дизайн церемоний и их позитивное воздействие на власти принимающей стороны.
|
- Первые шаги
|
119–157
|
В данной статье креативность рассматривается комплексно в трёх измерениях: в качестве дивергентного мышления (Дж. Гилфорд), компонента самоактуализации (А. Маслоу) и состояния потока (М. Чиксентмихайи). Определённые личностные свойства креативной личности могут быть связаны также с конфликтным поведением, провоцировать его возникновение, интенсивность и готовность к их разрешению, в то время как совладающее поведение играет решающую роль в организационной среде. Цель исследования — изучение взаимосвязи креативности и конфликтного поведения личности. Метод. Был проведён квази-эксперимент в организационной среде. На первом этапе участникам предлагалось заполнить методики изучения личностной креативности и конфликтного поведения. На втором этапе респонденты участвовали в решении бизнес-кейса в диадах. Партнёром респондента являлся помощник экспериментатора, проинструктированный на индуцирование конфликтной ситуации. Выборку исследования составили менеджеры среднего звена крупных компаний (N = 687, 358 мужчин и 329 женщин, средний возраст — 36 лет). Для последующего анализа данных о мере выраженности креативности в трёх обозначенных измерениях были отобраны респонденты, вошедшие в верхние и нижние 30% выборки по трём тестам креативности. Результаты. Обнаружилось, что креативность как дивергентное мышление, как компонент самоактуализации и как состояние потока статистически связаны. Кроме того, существуют значимые различия в количестве предпринимаемых попыток разрешения конфликта у сотрудников с высокой и низкой мерой выраженности креативности. Существуют значимые различия в факте возникновения конфликта у сотрудников с высокой и низкой мерой выраженности креативности. Существует статистическая возможность предсказать тип копинг-стратегий сотрудника на основе меры выраженности креативности по трём измерениям. Ценность результатов заключается в том, что, во-первых, комплексно рассмотрена креативность личности в трёх измерениях; во-вторых, создана авторская методика оценивания состояния потока, что имеет ценность для консультационных практик в организации; в-третьих, результаты исследования позволяют создать ряд практических рекомендаций и образовательных курсов по управлению креативными сотрудниками.
|
- Конференции
|
158–163
|
В статье излагаются основные итоги Девятой Международной научно-практическойконференции «Организационная психология: люди и риски», которая проходила 26-27 апреля 2018 г. на факультете психологии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Конференция была подготовлена и проведена силами преподавателей магистерской программы «Организационная психология» под руководством декана факультета психологии, профессора Л. Н. Аксеновской. Представленные доклады и их обсуждение показали перспективы научно-исследовательского взаимодействия организационных психологов различных регионов страны, а также возможности международного сотрудничества.
|
|
164–168
|
12-13 апреля 2018 г. в Москве прошла Кейс-конференция «Бизнес в России: риски и перспективы развития в новых условиях». Конференция, погружающая руководителей бизнеса и консультантов по управлению в новую реальность — технологий, бизнеса, общества. Экспертные мнения, консультационное видение, необходимые знания для понимания векторов развития компаний.
|
- Литературный гид
|
169–170
|
Книга уникальна тем, что написана практикующими консультантами, которые проанализировали и обобщили опыт своей работы с более чем 50 российскими негосударственными компаниями, действующими сегодня на отечественном рынке. Во всех них создание системы корпоративного управления и наблюдательных советов, как их ключевой составляющей, стало решающим моментом развития бизнесов на определённой стадии жизни компаний.
|
|
|