Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Соболева Т. Н.1Формирование профессиональной одарённости в детерминации условиями развития способностей и свободой выбора в деятельности
2021.
Т. 11.
№ 3.
С. 11–29
[содержание номера]
Цель. Исследование посвящено малоизученной проблеме формирования профессиональной одарённости в зависимости от свободы выбора в деятельности. Определяется, какое влияние на это формирование оказывают условия развития способностей. Основная задача исследования состоит в раскрытии того, как условия различной степени свободы в деятельности преломляются во внутренних условиях, в качестве которых выступают различные структуры профессиональной одарённости. Метод. Исследование проводилось на выборке из 72 квалифицированных машинистов железнодорожного транспорта с использованием специализированного тренажёра, позволяющего имитировать две степени свободы в деятельности. Результаты. Психологический анализ деятельности позволил выявить семь способностей, обеспечивающих успешность деятельности. На основе эмпирических данных показано, что условия развития способностей — развитие способностей в процессе деятельности и предварительное развитие способностей — выступают в качестве детерминанты формирования абсолютно различных структур профессиональной одарённости в зависимости от степени свободы в деятельности. Это проявляется в индивидуальных показателях результата деятельности. Болеев ысокая успешность деятельности определяется условиями предварительного развития способностей через развитие интеллектуальных операций. С одной стороны, исходный уровень и условия развития способностей выступают в качестве внутренних детерминант. С другой стороны, низкая и высокая степень свободы в деятельности выступают в качестве внешних детерминант формирования различных структур профессиональной одарённости. Показано, что свобода в деятельности проявляется как характеристика субъекта деятельности, как показатель творческой активности в выборе способа действия. Практическая ценность. Одним из перспективных практико-ориентированных направлений выступает новая система профессиональной подготовки, основанной на развитии профессиональных способностей специалиста. Центральным звеном такой подготовки будет выступать формирование конкретной структуры профессиональной одарённости в зависимости от степени свободы в деятельности. Обучение, ориентированное на развитие профессиональных способностей и профессиональной одарённости, будет способствовать повышению результативности деятельности при различной степени свободы.
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
Библиографическое описание:
Соболева Т. Н. Формирование профессиональной одарённости в детерминации условиями развития способностей и свободой выбора в деятельности [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2021. Т. 11. № 3. С. 11-29. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
|