Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

 

     
     

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Баранников К. В.1, Исмагилова Ф. С.2
  • 1 ООО «Институт дизайна управления и конкурентных стратегий», Российская Федерация, 620050, г. Екатеринбург, ул. Седова 44, а–71
  • 2 Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Россия, 620000, Екатеринбург, Ленина, 51

Взаимодействие руководителя с молодыми специалистами по поводу их профессиональных ошибок: анализ методом фокус-группы

2022. Т. 12. № 3. С. 70–91 [содержание номера]
В статье представлены результаты исследования проблемы взаимодействия руководителей и подчинённых им молодых работников в ситуации, когда обе стороны обсуждают ошибки подчинённого. Цель исследования — определить психологические характеристики такого взаимодействия. Метод. Были проведены и проанализированы четыре фокус-группы: две — с руководителями и две — с подчинёнными им молодыми специалистами. Все участники (N = 34) работают в разных отделениях уральской торгово-промышленной компании (Екатеринбурге, Казани, Набережных Челнах, Уфе, Тюмени и Перми). В ходе анализа фиксировались следующие переменные: 1) тип поведения молодых работников (проактивный и реактивный); 2) стратегии взаимодействия («выигрыш — выигрыш», «выигрыш — проигрыш»); 3) готовность молодого работника к обучению на рабочем месте через анализ ошибок; 4) согласованность позиций руководителя и подчинённого; 5) ошибки планирования, организации работы и контроля. Результаты. Выявлены два существенных различия в позициях руководителей и подчинённых: а) разное понимание того, какое поведение ждут от молодого работника — проактивное или реактивное; б) разное отношение к соблюдению организационных норми стандартов. Кроме того, руководители продемонстрировали, что не имеют или, по крайней мере, не способны ясно сформулировать свою стратегию работы с ошибками подчинённого, но при этом ожидают от него стратегии взаимодействия «выигрыш — выигрыш». Молодые подчинённые также не обладают достаточной компетенцией для реализации стратегии «выигрыш — выигрыш» при обсуждении с руководителем своих ошибок. Рекомендации. Подчёркивается важность документального оформления понятной для руководителей стратегии их работы с ошибками подчинённого и внимательного отношения к его навыкам планирования, организации и контроля работы. Как один из эффективных инструментов предложен алгоритм совместного анализа ошибки, позволяющий перевести разговор из эмоционального плана в конструктивный. Практическая ценность результатов и перспективы исследования. На этапе профессионального роста у молодых специалистов формируются предпосылки стратегии систематического сокрытия собственных ошибок. Психологическими показателями такой стратегии, позволяющими прогнозировать и, следовательно, предупреждать неэффективное поведение, можно считать не только страх вероятного наказания, но и отсутствие эффективных коммуникативных, организационных и операциональных компетенций у обоих участников взаимодействия «руководитель — специалист» при анализе ошибок, допущенных молодым специалистом. Данное исследование позволило апробировать в организационных условиях сценарий фокус-группы, который может быть использован организационными психологами, консультантами, менеджерами по персоналу для выявления противоречий в критически важном взаимодействии по поводу ошибок на рабочих местах. Более глубокое исследование необходимо, чтобы лучше понять связи между карьерными ориентациями молодого специалиста и его установками на стратегию «выигрыш — выигрыш» во взаимодействии с работодателем.

Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».

Библиографическое описание: Баранников К. В., Исмагилова Ф. С. Взаимодействие руководителя с молодыми специалистами по поводу их профессиональных ошибок: анализ методом фокус-группы [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2022. Т. 12. № 3. С. 70-91. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss