Скрыть
Раскрыть
English

Организационная психология


Адрес редакции

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ

E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 15386

 

     
     

 
Наши партнеры:
Психология. Журнал Высшей школы экономики


 

Александрова Ю. Ю.1, Миронова Е. В.2, Камнева Е. В.2, Пряжников Н. С.2,3, Пряжникова Е. Ю.2
  • 1 МГУ им. М.В. Ломоносова, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9.
  • 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49
  • 3 МГУ имени М.В.Ломоносова, 125009, г. Москва, улица Моховая, 11, строение 9.

Перспективы развития и риски деформации профессиональной идентичности в условиях «цифровизации» трудового процесса

2023. Т. 13. № 4. С. 213–235 [содержание номера]
Цель. В статье уточняется специфика профессиональной идентичности применительно к деятельности преподавателей российских университетов в условиях активного внедрения в образовательный процесс «цифровых» технологий. Профессиональная идентичность понимается в широком контексте профессионального развития личности и его взаимоотношений с другими участниками образовательного процесса (с администраций вузов, с разработчиками «цифровых продуктов» и работниками групп технической поддержки, с учебно-вспомогательным персоналом своих кафедр и факультетов). Результаты. Основные риски дефор-мации и искажения профессиональной идентичности видятся в том, что при слишком сложном и поспешном внедрении в образовательный процесс «цифровых» технологий некоторые преподаватели осваивают их с большим трудом, и тогда у них может понижаться самооценка, самоуважение, возникать отчаяние и даже мысли о своей профессиональной несостоятельности. При этом наиболее нежелательным следствием этого может стать вообще подмена приоритета высоких целей образовательной деятельности — «цифровыми» средствами осуществления этой деятельности. В итоге могут возникать ситуации, когда успешные и признанные преподаватели, работающие по старым форматам учебной отчётности, но которые испытывают сложности в освоении и использовании новых «цифровых» средств, могут оказаться «интеллектуальными изгоями» на своих кафедрах и факультетах. Или же эти преподаватели сами утратят чувство профессиональной гордости, самоуважения и самоидентификации. Практическая значимость. В статье рассматриваются перспективные варианты профилактики подобных состояний и рекомендации разным участникам образовательного процесса по смягчению проблем, связанных с внедрением «цифровых» инструментов в образовательную деятельность университетов.


Библиографическое описание: Александрова Ю. Ю., Миронова Е. В., Камнева Е. В., Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Перспективы развития и риски деформации профессиональной идентичности в условиях «цифровизации» трудового процесса [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2023. Т. 13. № 4. С. 213-235. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss