Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Васильева Т. Н.1, Сорокоумова Г. В.2Обоснование и разработка программы тренинга «Преодоление созависимости в работе учителя начальных классов»
2024.
Т. 14.
№ 3.
С. 76–98
[содержание номера]
Цели. Составление профессионального профиля учителя начальных классов в сопоставлении с профилем экономиста. Выявление личностной деформации — «созависимости» учителей начальных классов — с помощью геносоциограммы. Разработка проекта тренинговой программы преодоления созависимости для представителей «помогающих профессий». Дизайн. В пилотажном исследовании принимали добровольное участие 40 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, представители социальной (учителя начальных классов) и экономической (экономисты) групп профессий. На первом этапе исследования средствами структурированного интервью составлены и проанализированы геносоциограммы учителей начальных классов. На втором этапе проведена сравнительная психодиагностика показателей личностной и профессиональной сфер испытуемых с помощью стандартных методик: теста «Трансакционный анализ общения» Э. Берна; типологического опросника Дж. Голланда; проективного психогеометрического экспресс-теста С. Деллингер; теста на созависимость М. М. Мерк; «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейн; опросника мотивации к успеху Т. Элерса. Собранные диагностические данные обрабатывались количественно с вычислением t-критерия Стьюдента. Результаты. У большинства учителей начальных классов жизненный сценарий включает «семейный круг алкоголизма», включающий повторяемость химических и эмоциональных зависимостей и сердечно-сосудистых заболеваний, что способствовало формированию личностной деформации (созависимости). Профессиональный профиль учителя начальных классов отличается от профессионального профиля экономиста предпочтением Эго-позиции «Взрослый», выбором социального типа личности и психогемеотрической фигуры «Круг», высокими уровнями эмпатических тенденций и созависимости, невысокой мотивацией к успеху. Практическая значимость. Профессиональные профили представителей двух профессиональных групп могут быть использованы в профориентационой работе и психологическом сопровождении профессионального становления специалистов.
Библиографическое описание:
Васильева Т. Н., Сорокоумова Г. В. Обоснование и разработка программы тренинга «Преодоление созависимости в работе учителя начальных классов» [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2024. Т. 14. № 3. С. 76-98.
Ключевые слова:
учителя начальных классов;
экономисты;
созависимость;
геносоциограмма;
выбор профессии
|