Организационная психология |
Адрес редакции101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, НИУ ВШЭ E-mail: orgpsyjournal@hse.ru
|
Толочек В. А.1Феномен «профессия»: возможные измерения. Часть первая
2024.
Т. 14.
№ 3.
С. 193–216
[содержание номера]
Профессии — одна из массовых форм труда (точнее, трудовой активности человека), — исторически изменяются. Они не является исторически последней и окончательной, завершённой, гармоничной формой. Их описания в отечественной психологии, транслирующее характеристики труда, данные К. Марксом, не позволяют выделять их качественную определённость как фрагмента социальной действительности. Цель исследования: изучить особенности профессии как одной из форм трудовой активности человека, как исторически эволюционирующего феномена. Гипотезы: 1. Исторически изменяются формы и виды трудовой активности человека, которые «кристаллизуются» в немногих устойчивых формах. 2. Имеет место множество разных проявлений форм и видов трудовой активности человека, которые всегда культурно обусловлены. 3. Сложные, многогранные социальные феномены (труд, профессия, карьера и другие) могут быть адекватно представлены посредством согласованных систем их описания. Объект исследования: феномены «труд» и «профессия». Предмет исследования: формы трудовой активности человека. Методы: предметно-категориальный анализ, историко-эволюционный анализ, эмпирические исследования. Анализируются особенности сложившейся практики описания труда и профессий в отечественной психологии, в целом представляющих собой экстенсивныйподход. Результаты. Предлагается выделение трёх иерархических составляющих феномена — профессия, специальность, рабочее место — как идеальных эмпирических объектов и реальных эмпирических объектов. Представлен их компонентный состав и возможность описания трёх иерархических составляющих в методологии системогенетического подхода. В заключение констатируется: предложенные Е. А. Климовым описания труда и профессии выступают осно-ваниями для последующих описаний, их расширяющих и уточняющих. Необходим поиск инахождение рядов взаимно дополняющих описаний, обозначающих основные грани, аспекты изучаемого феномена, раскрывающие его сущностные свойства и отношения с другими феноменами. Ценность результатов. Выделение трёх уровней и трёх единиц анализа — профессия, специальность, рабочее место — конструктивно в плане более точного и дифференцированногоих анализа и описания. Это также позволяет интегрировать разные методологические ресурсы, привлекая для объяснения разные научные концепции.
Библиографическое описание:
Толочек В. А. Феномен "профессия": возможности измерения. Часть первая. [Электронный ресурс] // Организационная психология, 2024. Т. 14. № 3. С. 193-216.
|