|
2013 т. 3 № 1
|
- Стр.
|
2–7
|
Статья раскрывает принципы написания хороших аннотаций к научным статьям по психологии с опорой на новую версию стандартов публикации Американской психологической ассоциации (АПА, версия 6). Автор обращает внимание на ключевую роль аннотации в научном тексте: по аннотации читатель делает предположения о содержании и качестве статьи, и часто именно от ясности аннотации зависит, будет ли статья выбрана другими учёными для подробного прочтения или цитирования. Описана общая структура и содержание аннотации, предложены рекомендации по выбору и формулировке ключевых слов. Сформулированы пять основных критериев хорошей аннотации: точность, краткость, понятность, связность, объективность. В соответствии со стандартами АПА описано рекомендуемое содержание аннотаций к статьям различного вида: посвящённым теоретическому анализу научной проблемы, описанию нового метода исследования, обзору или мета-анализу совокупности эмпирических исследований, описанию конкретного эмпирического исследования, а также анализу значимого случая. Приведены два примера, иллюстрирующих различия между аннотациями высокого и низкого качества. Статья может быть полезной как для студентов, аспирантов и других начинающих авторов, которые стремятся овладеть искусством написания аннотаций к научным статьям, так и для опытных авторов, сталкивающихся с необходимостью оформления аннотаций по последней версии стандартов АПА. |
- Исследования в организационной психологии
|
8–29
|
В статье обсуждаются проблемы измерения трудовой мотивации и её роли в российском организационном контексте. Описана модель мотивационного континуума, предложенная в рамках теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райаном, а также существующие инструменты для измерения различных видов мотивации. Кратко описаны результаты исследований источников внутренней и внешней мотивации, а также их последствий для благополучия субъекта, свидетельствующие в пользу дифференциации автономной и контролируемой мотивации. С опорой на теорию самодетерминации разработана пилотажная версия опросника профессиональной мотивации, позволяющий измерять две формы автономной мотивации (внутреннюю, идентифицированную), контролируемую мотивацию (внешнюю) и амотивацию. Опросник апробирован в ходе эмпирического исследования на большой выборке (N=4708) сотрудников российской производственной компании, в котором использовался также ряд индикаторов субъективного благополучия на рабочем месте. Показаны надежность, а также структурная, конвергентная и дискриминантная валидность шкал опросника. Среди демографических предикторов профессиональной мотивации наиболее мощными оказываются должность, образование, возраст и стаж сотрудников. При контроле демографических переменных в иерархическом кластерном анализе показатели профессиональной мотивации являются мощными предикторами субъективного благополучия, удовлетворенности трудом, вовлеченности в работу и лояльности организации. С использованием иерархического кластерного анализа выделены 4 паттерна профессиональной мотивации: автономный, внешний, амотивированный и неопределенный. Автономный паттерн был наиболее характерным для высшего и среднего менеджмента, внешний и амотивированный – для рабочих. Полученные результаты обсуждаются в свете теории самодетерминации и концепции отчуждения. |
|
30–45
|
В данном исследовании проверяется культурная универсальность структуры неформальных связей в организации на выборке из пяти стран (Сингапур, Саудовская Аравия, Россия, Великобритания, Бразилия, N = 663). Исследование опирается на трехкомпонентную модель guanxi, специфичную для китайской культуры, где в структуру неформальных связей входят такие компоненты как эмоциональная привязанность, включенность в личную жизнь и почтение к руководителю. С помощью конфирматорного факторного анализа было доказано, что данная структура неформальных связей культурно-универсальна. Была также подтверждена частичная метрическая инвариантность шкал, измеряющих каждый из трех компонентов. Данные результаты делают возможным сравнительные исследования как непосредственно неформальных связей в организациях, так и их взаимосвязи с другими психологическими переменными, такими как мотивация к работе, организационная приверженность (лояльность) и др. Подобные исследования могут стать основой для разработки программ обучения менеджеров, которые помогут им учитывать факт наличия неформальных связей в организации, и грамотно распоряжаться этим ресурсом. |
- Организационно-психологическая практика
|
46–77
|
На примере изучения межгрупповой адаптации сотрудников с различным статусом шести российских предприятий (N = 140) проведено качественное и количественное соотнесение управленческих ситуаций по Д. Сноудену и вкладов психологических механизмов межгрупповой адаптации в их разрешение. Применение таких элементов психологических механизмов, как степень свободы, направленность, динамика, позволило наполнить новым содержанием платформу Cynefin, обосновать алгоритмы управленческих действий руководителей, наметить возможные траектории работы организационных психологов. Результаты могут стать основой разработки технологий управления персоналом организаций в сложных ситуациях. |
- Исследования в организационной психологии
|
78–94
|
Статья посвящена описанию результатов исследования совместного труда разнотипных профессионалов, осуществляющих свою работу в особых условиях (на примере совместной деятельности профессионалов около тридцати разных специальностей). Предлагается и теоретически обосновывается понятие «психологическое содержание труда», которое раскрывается через анализ субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей, разработанным подходом и комплексной программой психологического изучения и описания труда старателей.В качестве методологической основы для построения теоретического и эмпирического исследования используютсяобщепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, субъектно-деятельностный и системно-деятельностный подходы к изучению профессиональной деятельности, а также динамическая концепция совместной деятельности А.Л. Журавлева, подход к изучению профессиональной специфичности образа мира и образа жизни Е.А Климова, В.П. Серкина, Ю.К. Стрелковa. Предложена схема анализа и описания объективной составляющей старательского труда. Согласно разработанной схеме рассмотрены формы организации труда в старательской артели, операционально-технологическая структура труда старателей и описана профессиональная среда сотрудников артели. Представлены результаты эмпирического изучения субъективной составляющей старательского труда (N = 99, 66 мужчин и 33 женщины в возрасте от 18 до 63 лет). В выборку вошли сотрудники: с разным стажем работы в старательских артелях; имевшие опыт работы как в одной, так и в разных старательских артелях; проживающие как на территории Магаданской области, так и прибывшие из отдаленных городов и государств (центральные районы страны, Украина, Белоруссия, Молдова). Изложены результаты исследования представлений старателей об условиях их индивидуальной и совместной деятельности и субъективного отношения к этим условиям; показаны особенности личностных особенностей и психических состояний работников старательской артели в период рабочего сезона. Проведен анализ связи субъективной составляющей старательского труда с его объективными параметрами. Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования в консультативной работе со специалистами артели, членами их семей; руководителями при нормировании режимов труда и отдыха, обеспечении более полноценного образа жизни в период рабочего сезона, пересмотре некоторых нормативных положений организации старательского труда. Полученные данные могут быть учтены при разработке системы профессионального обучения соответствующим специальностям, способствовать оптимизации процесса организации совместной деятельности разнотипных профессионалов. |
|
|