|
2016 т. 6 № 1
|
- Стр.
|
4–5
|
Представляем новый номер нашего журнала. Открывает его статья Т. С. Чуйковой и Д. И. Сотниковой «Особенности отношения к работе в условиях негарантированной занятости». В статье обсуждается относительно новый для отечественной психологии феномен негарантированной работы: его основные характеристики, отдельные подходы к изучению, психологические следствия. На основании результатов проведенного эмпирического исследования, проведенного в нескольких организациях крупного промышленного города центральной части России, авторы приходят к выводу, что субъективное чувство негарантированной работы приводит к падению вовлеченности и приверженности работе, повышению уровня депрессии и трудовой мобильности. В рубрике «Организационно-психологическая практика» опубликована статья авторского коллектива из Франции — Д. Оттисье, Ж.-К. Фукри, Е. Пащенко-де Превиль, Т. Рэнар — «Инновации в менеджменте на примере использования обучающих сетей в национальном обществе французских железных дорог». По мнению авторов, основным результатом использования обучающих сетей является совместная выработка решений и их успешное внедрение в производство. Функционирование обучающих сетей базируется на доверии и взаимопонимании между участниками, что способствует кооперации и характеризуется особой моделью отношений. Опыт использования обучающих сетей в Национальном обществе французских железных дорог позволяет говорить об их перспективности в деле повышения вовлеченности персонала в организационную жизнь. Статья А. С. Елисеенко «Решение комплексных проблем в организации: методы поддержки группового мышления», представленная в рубрике «Первые шаги», освещает эвристические методы решения задач, применимые для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях. Рассматривается возможность построения процедуры группового решения комплексных проблем на основе модели цикла решения Р. Стернберга. Предлагается оригинальная классификация эвристических методов, рекомендуемых для каждого этапа движения в пространстве задачи. В рубрике "Конференции" размещена информация о предстоящих международных научно-практических конференциях на организационно-психологическую тематику. Завершает номер в рубрике «Литературный гид» традиционная заметка от редакции о двадцати самых цитируемых и двадцати самых «свежих» научных статьях, посвященных обучающимся организациям.
|
- Исследования в организационной психологии
|
6–19
|
В статье обсуждается относительно новый для отечественной психологии феномен негарантированной работы: его основные характеристики, отдельные подходы к изучению, психологические следствия. Цель. Приведены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение отношения к работе в условиях негарантированной занятости. Методика. Исследование проводилось на выборке работающих в различных организациях крупного промышленного города центральной части России, всего 104 человека. В исследовании использовались методики опросного типа. На основании значений индикаторов субъективной негарантированности работы исходная выборка была поделена на две группы: (1) уверенные в своем настоящем и будущем в организации («уверенные работники», 60 человек) и (2) неуверенные в своем настоящем и будущем в организации («неуверенные работники», 44 человека). В соответствии с задачами исследования в выделенных группах были сопоставлены показатели, характеризующие отношение к работе: приверженность организации и работе, вовлеченность в работу (энергичность, энтузиазм, поглощенность деятельностью), потенциальная трудовая мобильность, а также уровень депрессии как индикатор эмоционального благополучия. Результаты. В итоге были зафиксированы статистически значимые различия между двумя указанными группами по показателям приверженности работе, энергичности, энтузиазма, поглощенности деятельностью (более высокие значения в группе «уверенных»), а также по показателям потенциальной трудовой мобильности и уровню выраженности депрессии (более высокие значения в группе «неуверенных»). Проведенный нами корреляционный анализ также подтвердил эти результаты. Выводы. Таким образом, мы делаем вывод: субъективное чувство негарантированной работы приводит к падению вовлеченности и приверженности работе, повышению уровня депрессии и трудовой мобильности. Результаты нашего исследования согласуются с результатами исследований, проведенных зарубежными авторами.
|
- Организационно-психологическая практика
|
20–38
|
Методы менеджмента, основанные на организационных и поведенческих моделях, унаследованных из прошлого, не являются полностью адекватными в современных условиях глобализации, усиливающейся конкуренции и быстро меняющихся потребностей клиентов. Авторы статьи, опираясь на опыт обучающих сетей в Национальном обществе французских железных дорог (SNCF), предлагают рассматривать обучающие сети в качестве инновационного метода менеджмента. Этот метод, соответствующий целям повышения производительности, способствует проявлению инициатив и созданию инноваций, повышает организационную вовлеченность, удовлетворенность и качество жизни на работе. Использование обучающих сетей создает условия для обмена опытом и коллективного обучения в процессе деятельности, а также развитию духа предпринимательства в ходе работы над совместными проектами. Основным из результатов использования обучающих сетей является выработка решений и их внедрение в производство. Их функционирование базируется на доверии и взаимопонимании между участниками, что способствует кооперации и характеризуется особой моделью отношений. В статье дается определение понятия «обучающие сети» и приводятся примеры их применения в Национальном обществе французских железных дорог. Этот опыт позволяет говорить о перспективности использования обучающих сетей, в частности, для проведения диагностики ситуации, разрешения той или иной проблемы и т.д. Демонстрируется связь между работой обучающей сети и результативностью организации на примере одной из обучающих сетей SNCF.
|
- Первые шаги
|
39–50
|
Целью работы является освещение эвристических методов решения задач, применимых для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях. Представляется, что для решения комплексных проблем в группе, где помимо групповых динамических процессов большие трудности вызывает высокая степень сложности проблемы и переживаемая субъективная неопределенность, необходимо организованные формы групповой работы обогатить эвристическими методами. В качестве методологической основы группового решения комплексных проблем предлагается модель цикла решения Р. Стернберга. Рассматривается возможность построения процедуры решения задачи на основе оригинальной классификации эвристических методов. В работе рекомендуются конкретные эвристические методы решения проблем для каждого этапа движения в пространстве задачи. Новизна работы состоит в том, что предлагаемая схема облегчает проектирование сессий групповой работы, в которой требуется решать сложные задачи. Тем самым открываются новые возможности для более успешного группового решения комплексных проблем с использованием эвристических методов.
|
- Конференции
|
51–54
|
XXV международная конференция национального института сертифицированных консультантов по управлению «Производство: два года в условиях санкций. Период возможностей или упущений?» пройдет в июне 2016 г. в Казани. Участие в конференции позволит познакомиться с опытом производственных компаний России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана, успешно прошедших период санкций и нашедших эффективные решения в развитии своего бизнеса. Спикерами конференции являются ведущие консультанты и эксперты в области управления производственными системами, а также руководители успешных компаний. Ими будут продемонстрированы современные инструменты и успешные решения в развитии предприятий.
|
|
55–61
|
В ноябре 2016 г. в Москве на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» пройдет Международная научно-практическая конференция «Психология бизнеса: теория и практика». Организаторами конференции выступают магистерская программа НИУ ВШЭ «Психология в бизнесе» и Ассоциация бизнес-психологов России. Целью конференции является объединение усилий ученых и практиков для повышения эффективности организаций и людей в бизнесе. |
- Литературный гид
|
62–66
|
Информация приводится по данным реферативной базы Web of Science компании Thomson Reuters. Поиск производился по запросу «learning organization» в названиях и ключевых словах публикаций в рамках организационно-психологической и смежных тематик. Учитывались статьи только на английском языке. В столбце «Количество цитирований» указано абсолютное число цитирований данной публикации в Web of Science за все время ее существования. Данные о количестве цитирований собраны 19.03.2016.
|
|
|