|
2012 т. 2 № 3
|
- Стр.
- Исследования в организационной психологии
|
2–15
|
В статье рассматриваются различные подходы к исследованию удовлетворенности трудом, анализируются теоретические модели и созданные на их основе диагностические инструменты. Предлагается собственная рабочая модель структуры удовлетворенности трудом, основанная на выделении трех групп компонентов: социальных, внутриорганизационных и личностных. Описывается процесс разработки методики на основе предложенной модели компонентов удовлетворенности трудом и апробации диагностического инструмента в одной из производственных российских компаний на выборке 4708 человек. |
|
16–31
|
В статье рассматриваются личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом, среди которых были выделены временная перспектива, жизнестойкость и самоэффективность. В исследовании приняли участие сотрудники организаций, имеющие различный управленческий опыт (158 человек – 85 женщин и 73 мужчины). Было получено, что временная перспектива, направленная на будущее, связана с выбором когнитивных стратегий. При этом направленность на негативное прошлое предполагает выбор наименее адаптивных стратегий совладания. Проведенное исследование показало, что жизнестойкость в целом и ее компоненты – вовлеченность и контроль – имеют положительную корреляцию с адаптивными и относительно адаптивными вариантами когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий и отрицательно связаны с выбором неадаптивных тактик. Принятие риска отрицательно связано с выбором адаптивных поведенческих стратегий. Кроме того, результаты исследования свидетельствуют о том, что самоэффективность сотрудника в ситуации организационного конфликта положительно связана с адаптивными когнитивными, эмоциональными и поведенческими стратегиями и отрицательно коррелирует с их неадаптивными вариантами. Также было выявлено, что существуют значимые различия в выборе копинг-стратегий в организационном конфликте с точки зрения управленческого опыта: менеджеры высшего звена склонны к выбору когнитивных стратегий. Выявленные в работе особенности связи личностных ресурсов и выбора человеком стратегий совладания с организационным конфликтом могут быть использованы в психодиагностических целях и в рамках бизнес-консультирования. |
- Обзоры
|
32–38
|
Ratings from the assessment center method show considerable evidence of construct validity to measure managerial performance dimensions. Analyses of post-exercise dimension ratings demonstrate the effects of performance dimensions, as well as the effects of specific simulation exercises. Analyses of final dimension ratings aggregated across exercises show correlations with expected cognitive ability, related personality characteristics, and performance on related job criteria. This article summarizes very recent studies as well as historical evidence. |
|
39–66
|
Целью данной статьи является определение контекста европейского подхода к подбору персонала и выделение типичных черт и последних тенденций в практике и исследованиях в этой области. Мы начинаем с описания социально-экономической среды, в которой происходит подбор персонала в Европе. Затем перейдем к описанию обрамляющих данный процесс институциональных условий и их основных принципов. В итоге мы рассматриваем и обсуждаем последние эмпирические данные об использовании методов и практик подбора персонала и интерпретируем рассмотренные характеристики в терминах контекстуальных различий. Наблюдая за последними изменениями в организационной среде европейских компаний, мы заметили, что практику подбора персонала отличает определенная степень консерватизма, исследования и теория в данной области медленно реагируют на новые запросы. Низкая способность к реагированию на меняющиеся условия объясняется продолжающейся приверженностью парадигме «правильный человек на правильном месте». В качестве альтернативной парадигмы мы предлагаем «театральную модель» подбора, которая кажется нам более подходящей для адаптации подбора персонала к текущим запросам практики. Наконец, мы представляем наше видение программы будущих исследований подбора персонала в Европе. |
- Организационно-психологическая практика
|
67–89
|
В ноябре 2011 г. – мае 2012 г. автор данного Руководства работал интерим-менеджером в одном из украинских холдингов. Среди задач проекта была оптимизация института наставничества. Для ее решения были изучены действующие регламенты и процедуры, связанные с процессами наставничества, проанализированы причины ранних увольнений. Полученные результаты позволили определить проблемное поле ввода сотрудников в должности, особенности актуальных и будущих стратегических потребностей холдинга в кадрах. На основе видения желаемого будущего были подготовлены и проведены тренинги для сотрудников департамента персонала и менеджеров компании, целью которых являлось формирование нового подхода к наставничеству как к комплексной системе со значительной долей влияния психологических феноменов и закономерностей. Были также подготовлены все необходимые документы, обеспечивающие имплементацию нового подхода: «Положение об адаптации», «Руководство для наставника», «Должностные инструкции», «Бланк задач сотрудника на испытательный период», «Бланк оценки успешности прохождения испытательного периода», «Памятка для торгового представителя» и пр. По окончании тренинга для наставников в качестве опорного материала представлено данное Руководство, помогающее правильно структурировать и оптимально входить в роль наставника. |
- Конференции
|
90–91
|
С 3 по 5 июля в Амстердаме прошла 8-я конференция Международной комиссии по тестированию. Это мероприятие, проводимое раз в два года в различных уголках мира, собирает специалистов по тестированию в самых разных областях: от измерения знаний до оценки персонала. На конференции в равной пропорции были представлены академическая наука и практика тестирования: в качестве участников с докладами выступали не только ученые, но и представители крупных компаний, занимающихся разработкой тестов, в частности, SHL, Thomas, CITO и ETS. |
|
92–94
|
В Национальном исследовательском Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского в третий раз состоялась научно-практическая конференция «Организационная психология: люди и риски». Она была организована двумя факультетами психологии – факультетом психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского и факультетом психологии Колледжа естественных наук Университета штата Колорадо (США). С американской стороны в конференции приняли участие декан факультета психологии, профессор Курт Крейгер и профессор кафедры организационной психологии доктор Зинта Бёрн. |
- Литературный гид
|
95–97
|
Рецензия на книгу: Чанько А.Д. Команды в современных организациях (+СD): учебник. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. ISBN 978-5-9924-0062-5 |
|
98–100
|
Информация приводится по данным реферативной базы Web of Science компании Thomson Reuters. Поиск производился по запросу «work team*» в названиях, аннотациях, ключевых словах статей. Учитывались только статьи из журналов, а также публикации только на английском языке. В столбце «Количество цитирований» указано абсолютное число цитирований данной статьи в Web of Science за все время ее существования. Данные о количестве цитирований собраны 24.09.2012. |
|
101–102
|
В обзоре представлены аннотации следующих книг: - Белл Э., Браймен А. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес. Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2012. ISBN 978-966-8324-85-7.
- Зак Д. Нетворкинг для интровертов. Искусство заводить полезные связи для необщительных. М.: Альпина бизнес букс, 2012. ISBN 978-5-91657-403-6.
|
|
|