|
2022 т. 12 № 2
|
- Стр.
|
9–11
|
После тяжелой продолжительной болезни 11 февраля 2022 года ушёл из жизни член Редакционной коллегии нашего журнала Евгений Николаевич Емельянов, один из авторов первой научной монографии на русском языке «Психология бизнеса» (ЕмельяновЕ. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: Армада, 1998). В 1994 г. он основал компанию« Консалтинг-Центр ШАГ». В 2000 году Евгений Николаевич опубликовал статью в Журнале практического психолога, которую посвятил практическим аспектам организационной психологии (Емельянов Е. Н. Практика консультирования по организационному развитию и организационная психология. Журнал практического психолога, 2000, № 5-6, с. 72-78). С 2011 года Евгений Николаевич активно участвовал в деятельности журнала «Организационная психология».
|
- Исследования в организационной психологии
|
12–37
|
Цель. Исследование посвящено выявлению и описанию особенностей выраженности профессионально важных качеств сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при различной эффективности профессиональной деятельности. Дизайн исследования. Всего в исследовании приняло участие 277 сотрудников ФССП. Методы исследования: параметры результативности деятельности определялись методом экспертной оценки руководителями подразделений, а также самооценкой сотрудников; психофизиологическая «цена» деятельности — анкетированием и психологическим тестированием; профессионально важные качества исследовались с помощью тестовых методик, оценивающих гражданские, мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, эмоциональные и волевые характеристики личности. Статистические методы: описательные статистики, двухэтапный кластерный и многомерный дисперсионный анализы. Результаты. При соотнесении различных вариантов результативности и психофизиологической «цены» деятельности мы выделили четыре типа профессиональной эффективности судебных приставов: 1) высокая эффективность (результативность высокая и оптимальная «цена» деятельности); 2) результативность за счёт «цены» деятельности (высокая результативность при высокой «цене» деятельности); 3) средняя результативность при сохранении ресурсов (средняя результативность при оптимальной «цене» деятельности); 4) сниженная эффективность (средняя результативность при высокой «цене» деятельности). Выводы. В результате исследования установлено, что сотрудники ФССП с разными типами профессиональной эффективности имеют разные профессионально важные качества, при этом больше всего различий, наблюдается в группах интеллектуальных, коммуникативных, волевых, эмоциональных и организаторских качествах. Практическая ценность. Анализ методов и методик диагностики, использующихся при периодической оценке персонала, позволили установить необходимость включения дополнительных методик для диагностики профессиональной мотивации, которая может выступать причиной снижения эффективности деятельности, а также методов, позволяющих определить способ выполнения профессиональной деятельности сотрудников.
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
|
|
38–55
|
Цель. Исследование направлено на то, чтобы, во-первых, описать текущую ситуацию и влияние демографических факторов, таких как пол, возраст и семейное положение, на удовлетворённость работой, производительность труда работников и их взаимоотношения во время пандемии COVID-19 во Вьетнаме. Во-вторых, — выяснить уровни влияния среди различных групп удовлетворённости работой на производительность работы и наоборот, уровни влияния среди различных групп производительности труда на удовлетворённость работой. Дизайн исследования. Данные были собраны с помощью опроса на «удобной» выборке из 485 работников, работающих на швейных и обувных фабриках в промышленных зонах городов Ханой и Хошимин. В этом исследовании были разработаны и проверены на надёжность две шкалы — «Шкала удовлетворённости работой» и «Шкала производительности труда». Результаты. Удовлетворённость трудом находится на умеренном уровне, а производительность труда — на среднем уровне. Между текущими результатами и результатами подобных исследований до пандемии COVID-19 статистически значимые различия не обнаружены. Кластерный анализ показывает, что существует две группы работников, разделённых по степени удовлетворённости работой и производительности труда. Различий по полу между указанными группами не обнаружено. Женатые люди более удовлетворены работой и более продуктивны, чем неженатые; молодые — менее удовлетворены трудом и менее продуктивны, чем работники старших возрастов (p < 0,01). Группа работников с высокой удовлетворённостью трудом демонстрирует большую производительность труда, чем группа с низкой удовлетворённостью трудом. При этом группа работников с высокой производительностью труда более удовлетворены трудом, чем группа со средней производительностью (p < 0,01). Неожиданными оказались результаты, свидетельствующие о роли взаимоотношений и заработной платы. Взаимоотношения (с коллегами по работе, а также с руководителем) оказывают сильное влияние на производительность труда работников, высоко удовлетворённых трудом, а также — на удовлетворённость трудом у работников с высокой производительностью труда. Между тем, заработная плата оказывает сильное влияние на производительность труда у работников с низкой удовлетворённостью трудом, а также — на удовлетворённость трудому работников со средней производительностью труда. Практические следствия. Полученные результаты позволяют предложить некоторые рекомендации для повышения удовлетворённости трудом и производительности труда, на основе чего обеспечивается устойчивое развитие организации. Ценность результатов. В исследовании оценивается разница в уровне влияния компонентов удовлетворённости трудом на производительность труда при кластеризации работников по группам с различной степенью удовлетворённости трудом. Аналогичным образом в исследовании также анализируется влияние уровня производительности труда на степень удовлетворённость трудом.
|
|
56–66
|
Женщины-предприниматели сталкиваются со многими препятствиями, управляя своим бизнесом и постепенно развивая успешные предприятия. Долгосрочная устойчивостьих бизнеса отражает их предпринимательские способности. Особые факторы усилили пред-принимательский порыв женщин-предпринимателей, способствуя их удовлетворённостии вовлечённости в свои начинания. Цель. Исследование направлено на изучение проблем, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели в сельской местности, а также мотивационных факторов, побуждающих женщин оставаться на пути предпринимательства. Метод. В этом исследовании были изучены мотивационные факторы и проблемы на выборке из 20 женщин-предпринимателей штата Уттаракханд (Индия). В этом исследовании для анализа данных использовался качественный подход, известный как интерпретативный феноменологический анализ (ИФА). Был разработан полуструктурированный опросник, данные были собраны посредством глубинного интервью. Результаты. Важными выводами этого исследования стали четыре основные темы: индивидуальные и семейные проблемы; проблемы, создаваемые обществом; проблемы, связанные с местоположением; мотиваторы для женщин-предпринимателей.
|
|
67–82
|
Цель. Эта статья направлена на то, чтобы пролить свет на феномен героизма средимедсестер путём проведения полуструктурированных интервью с целевой выборкой медсестёр известной больницы в Иордании в январе и феврале 2021 года, которые противостояли пандемии вируса COVID-19. Эти медсёстры подвергались риску заражения и возможной смерти в критической и неопределённой ситуации. Дизайн. В исследовании описывался жизненный опыт этих медсестёр, определялись значения этих переживаний, затем значения группировались по темам, руководствуясь дескриптивно-феноменологическим взглядом Э. Гуссерля и используя метод дескриптивно-феноменологического анализа П. Колаицци. Результаты. В исследовании было выделено несколько элементов, связанных с героизмом, основанных на опыте медсестёр: герой понимает рискованную ситуацию; стремится помочь другим; уверен в себе; сталкивается со стрессорами; извлекает выгоду из существующей системы поддержки; успешно справляется; добивается положительных результатов в итоге. В исследовании предложена модель героизма. Ценность результатов. Исследование открывает двери для понимания феномена героизма на основе жизненного опыта медсестры и его влияния на отдельных людей и деятельность организации. Рекомендуется обучать людей героизму и готовить их к рискованным ситуациям в качестве стратегии обеспечения непрерывности бизнеса во время кризисов. Кроме того, авторы призывают учёных проводить дальнейшие качественные и количественные исследования героизма в других контекстах, учитывая культурные различия, различную рабочую среду и типы кризисов.
|
|
83–94
|
Цель. Целью данного исследования было определение эустресса и дистресса сотрудников во время пандемии. Метод. Участниками этого исследования были сотрудники, которые работали в дистанционном режиме во время пандемии COVID-19. Полуструктурированные интервью были взяты у 21 сотрудников различных государственных учреждений и частных компаний в районе Джакарты (Индонезия). Это исследование выполнено в качественном формате; выбор этого дизайна заключается в изучении явлений, которые происходят, когда сотрудники сталкиваются с пандемией, и требуется изменить способ их работы и сохранить объективность результатов. Результаты. Рабочая нагрузка, плохая коммуникация и рабочее давление — это те источники дистресса, с которыми сталкиваются участники, а то, как они их воспринимают и как адаптируются к ним, зависит от того, как устанавливают шкалу рабочих приоритетов. Тем не менее, у них также развивается стресс от эустресса, когда они проводят время с семьей и в свободное время. Участники понемногу могут распределить свое время и закончить работу вовремя. Выводы. Из этого исследования можно сделать вывод, что большинство участников выбрали шкалу рабочих приоритетов как неотъемлемую, жизненно важную часть в этом случае. С течением времени работники будут более активны в том, как они решают проблему. Пандемия не скоро закончится, но возможность начать новую жизнь (новую нормальность) необходима для выживания.
|
- Организационно-психологическая практика
|
95–111
|
Цель. Изучить роль неформальных связей как источника сопротивления менеджмента среднего звена цифровой трансформации с учётом контекста изменений на примере трансформации логистической компании в платформу. Методология и дизайн исследования. Индивидуальная реакция менеджеров среднего звена в ответ на изменения сильно зависит от ситуационных обстоятельств и должна изучаться с учётом контекста. Руководитель проекта изменений вместе с командой управления проектом проводил глубинные интервью с 12 респондентами и предоставил авторам статьи доступ к своим записям, которые были сделаны во время интервью. Основываясь на этих данных, авторы статьи, применив метод целенаправленной выборки, отобрали шесть случаев — кейсов, иллюстрирующих ценную информацию о различных формах поведения отдельных менеджеров, о социальной динамике в фирме в период изменений, и о том, как сопротивление было преодолено. Авторы строят анализ на концепции насыщенного описания К. Гирца. Результаты и практическая ценность. Анализ представленных случаев показал, что сопротивления менеджеров среднего звена уникальным образом переплетено с событиями, сопровождавшими процесс цифровой трансформации. Оно может быть связано со стремлением сохранить личные связи с клиентами, перевозчиками и коллегами по работе, так как изменения, необходимые для перехода к платформенному бизнесу, меняют роли и обязанности менеджеров организации и, следовательно, могут угрожать их сетям неформальных связей с внутренними и внешними стейкхолдерами. Решения, нацеленные на приспособление персонала к работе в новых условиях, а не на прямое и открытое противостояние сопротивлению, могут привести к созданию новых сетей и источников неформальных связей у менеджеров. Такие действия способны превратить ключевой персонал с высоким социальным положением среди коллег в агентов изменений.
|
|
112–126
|
В статье рассматриваются актуальные вопросы практики доказательного управления (EBMgt) среди руководителей и менеджеров компаний медицинского сектора, а также руководителей медицинских организаций. Приведены результаты первого в России изучения паттернов поведения руководителей рынка здравоохранения и дана их оценка с позиции доказательного менеджмента. В статье освещены ключевые отличия организационной психологии разных сегментов организаций рынка здравоохранения. Цель. Цели и задачи исследования: изучить практику управления менеджеров компаний медицинского сектора, сравнив её с аналогичной практикой среди руководителей медицинских организаций; определить паттерны поведения менеджеров и дать их характеристику с позиции доказательного менеджмента; разработать рекомендации для сотрудников кадровых служб по кадровой политике и корпоративному обучению. Метод. В выборку вошли 118 руководителей — руководители медицинских организаций (49%), российские (19%) и зарубежные (32%) менеджеры компаний. Результаты. Более высокая осведомлённость о концепции доказательного менеджмента была выявлена среди зарубежных управленцев. Использование источников информации при принятии решений различалось в зависимости от профиля деятельности. Руководители, работающие в коммерческих организациях по реализации продуктов медицинского назначения, чаще осознавали важность корпоративной культуры при принятии управленческих решений. Все руководители считают, что менеджмент — это навык, которому можно научиться. Доля руководителей, которые регулярно обобщают свой опыт и делятся им с коллегами, является примерно одинаковой во всех трёх подгруппах. В группах руководителей с опытом более 10 лет и относящихся к высшему менеджменту больше тех, кто знаком с концепцией доказательного менеджмента и использует более четырёх источников информации при принятии управленческих решений. Выводы. Полученные результаты — важный шаг на пути внедрения практики доказательного подхода как в компаниях, так и в медицинских организациях, которая может быть использована кадровыми службами для оценки персонала и проведения обучения.
|
- Первые шаги
|
127–144
|
Цель. Цель исследования состоит в выделении факторов женской профессиональной ментальности, которые определяют отношение женщин к профессиональной деятельности во взаимосвязи с другими аспектами жизнедеятельности, к которым можно отнести брачно-семейную, образовательную, финансовую сферу и здоровье. Построение семантических пространств и анализ ролевой позиции «Я сама» позволяет понять, насколько они принимаются и разделяются респондентками. Методы. В ходе исследования были применены следующие методы: 1) анализ тематической литературы и официальных документов; 2) опрос с целью выявления существующих установок, стереотипов, норм относительно женских ролей, 3) опросник, составленный в соответствии с психосемантическим методом множественной идентификации В. Ф. Петренко; 4) факторный анализ (метод главных компонент с последующим вращением факторных осей методом Varimax с нормализацией Кайзера). Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 17 и STATISTICА 10. Результаты. В результате факторного анализа были извлечены шесть факторов: 1) установки профессиональной успешности / неуспешности; 2) карьеризм / ориентация на семью; 3) ориентация на общественное мнение при выборе профессии / успех не связан с карьерой; 4) привлекательная внешность; 5) эмансипированность; 6) традиционность. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ, связанных с мерами социальной поддержки материнства и детства, профессиональных образовательных программ, адаптации зарубежных подходов к организации женской трудовой занятости. Ценность результатов. Результаты исследования могут использоваться при разработке законодательных, информационных, образовательных и художественных проектов для женщин, где выявленные факторы женской профессиональной ментальности могут поддерживаться, корректироваться или нейтрализовываться в зависимости от стратегических задач государства в вопросах использования женского трудового потенциала.
Статья опубликована при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнёрство».
|
|
145–156
|
Цель. В статье представлены результаты эмпирического исследования различий в уровнях учебной и трудовой мотивации, экзистенциальной исполненности, стресса и тревоги у учащихся медицинских вузов, работающих с пациентами, заразившимися COVID-19. Метод. Выборка (N = 163) состояла их трёх сбалансированных по количеству респондентов групп: (1) студенты, работающие по собственному желанию с пациентами, заразившимися COVID-19; (2) студенты, работающие с пациентами, заразившимися COVID-19, в рамках обязательной практической подготовки; (3) студенты, не работающие с пациентами в период пандемии. Первичные данные были собраны с помощью четырёх методик: «Шкала универсального воспринимаемого локуса каузальности»; «Тест экзистенциальных мотиваций»; «Шкала воспринимаемого стресса - 10»; «Госпитальная шкала тревоги и депрессии». Результаты. Выявлено, что студенты, работающие с пациентами, заражёнными COVID-19, добровольно, демонстрируют статистически значимо более высокие показатели, отражающие интернальный характер мотивации к трудовой деятельности и к обучению по сравнению со студентами, задействованными в работе с ковидными пациентами в рамках обязательной практики. Кроме того, группа студентов, работающих добровольно, продемонстрировала статистически значимо более высокие показатели экзистенциальной исполненности и способности противостоять стрессу по сравнению с группой студентов, работающих с COVID-19 в рамках обязательной практики, и группой студентов, не работающих с пациентами в период пандемии. Выводы. Полученные данные подчёркивают значимую роль внутренней мотивации к обучению и освоению профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза для их последующей врачебной работы в практической сфере здравоохранения.
|
|
157–182
|
Пандемия COVID-19 стала внезапной общей угрозой для бизнеса, которая подняла проблему устойчивости организаций — способности не только сохранить производительность в период кризиса, но и обеспечить стратегическое развитие. Ключевую роль в этих процессах играют человеческие ресурсы, однако накопленный опыт не давал ответа на вопрос, как ими управлять в сложившейся ситуации. Цель. Цель исследования — изучить практики управления человеческими ресурсами в российских компаниях в ответ на коронакризис и определить их роль в развитии способности организации к устойчивости. Дизайн исследования. Дизайн эмпирического исследования построен на качественной методологии. На основе текстов проектных заявок конкурса Ассоциации Менеджеров «People Investor 2020» было изучено 18 кейсов о принятых антикризисных мерах в области УЧР. Сравнительный анализ кейсов позволил выделить как распространённые, так и уникальные практики УЧР, их характеристики и способы внедрения. Полученные данные были сопоставлены с теоретической моделью о влиянии когнитивных, поведенческих и контекстных способностей организации к развитию устойчивости. Результаты. В итоге был сформирован перечень практик управления человеческими ресурсами, внедрение которых влечёт за собой развитие организационной способности к устойчивости, необходимой для успешного преодоления кризиса и готовности к будущим потрясениям. Рассматриваемая теоретическая модель была дополнена описанием практик управления человеческими ресурсами, большинство которых содержит набор инструментов для их реализации. Подчёркивается важность развития контекстных условий устойчивости в период кризиса, среди которых наиболее важной практикой в условиях современного кризиса оказалось создание безопасной внутренней среды организации через внедрение практики субъективного благополучия, на примере которой была продемонстрирована роль организационной амбидекстрии в усилении устойчивости. Ценность результатов. Основным вкладом представленного в докладе исследования в научную литературу по организационной психологии является определение современных практик управления человеческими ресурсами в ситуации неопределённости с ориентацией на общую бизнес-стратегию компаний. Практическая значимость. С практической точки зрения результаты исследования могут быть основой поддержания организационной устойчивости за счёт определения инструментов реализации практик управления людьми и повышения роли службы управления человеческими ресурсами.
|
|
183–197
|
Цель. Определение подходящих людей для подходящих должностей имеет решающее значение для максимизации производительности труда сотрудников. Хотя исследования, представленные в литературе, постоянно свидетельствуют о наличии положительной связи между соответствием человека и работы (Person-Job fit) и производительностью труда, основным механизмам этой связи уделяется мало внимания. В данном исследовании предложена модель параллельной медиации для изучения гипотетической медиационной роли удовлетворённости работой и вовлечённости в работу во взаимосвязи между самооценкой соответствия между человеком и работой и производительностью труда. Методология. В общей сложности 361 сотрудник из сферы услуг в различных организациях Малайзии ответили на вопросы по шкале соответствия между человеком и работой, опросу удовлетворённости работой, Утрехтской шкале вовлечённости в работу и анкете индивидуальной производительности труда. Результаты. Корреляционный анализ Пирсона показал, что все четыре переменные положительно связаны друг с другом. Медиационный анализ с использованием макроса PROCESS показал, что соответствие между человеком и работой косвенно связано с производительностью труда через вовлечённость в работу, но не удовлетворённость работой. Однако дальнейший анализ подтвердил опосредующую роль удовлетворённости работой, когда контролировалась вовлечённость в работу. Последствия для практики. Результаты показывают, что вовлечённость в работу играет более важную роль, чем удовлетворённость работой. Сотрудники, которые лучше подходят для работы, более вовлечены в свою работу, и высокий уровень вовлечённости в работу, в свою очередь, положительно влияет на производительность труда. Ценность результатов. Организации могут рассмотреть возможность повышения уровня вовлечённости сотрудников в работу или снижения факторов, снижающих уровень вовлечённости в работу, для повышения эффективности работы сотрудников с высокой степенью соответствия между человеком и работой.
|
- Литературный гид
|
198–212
|
Существует ограниченная литература по исследованиям организационного гражданcкое поведения (ОГП) (organizational citizenship behavior, OCB). Очень важно провести библиометрический анализ, чтобы лучше понять, как исследуется ОГП. Поиск в базе данных Scopus проводился с использованием библиометрического анализа от самой старой публикации 1991 года до самого последнего выпуска 2020 года. Цель. Целью этого библиометрического исследования является оценка вклада исследователей в литературу по ОГП, ведущих журналов,публикующих исследования ОГП, применения ОГП в разных странах и в различных сферах деятельности, а также количества публикаций и общего числа цитирований в изучении ОГП с 1991 по 2020 гг. Метод. Для оценки и интерпретации ОГП в этом исследовании использовался библиометрический метод. Это исследование основано на базе данных Scopus, Google Scholar, Mendeley. С 1991 по 2020 год в базе данных Scopus было обнаружено 120 статей. Результаты. Различные исследователи-первопроходцы внесли значительный вклад в литературу, посвящённую изучению ОГП. Самым «продуктивным» журналом оказался Journal of Applied Psychology. Согласно анализу рейтинга цитирования за 2019 год, журналом с наивысшим баллом цитирования стал Annual Review of Psychology. Ведущими странами в изучении ОГП являются США и Китай. Сфера образования характеризуется наибольшим количеством статей с тематикой ОГП. Наибольшее количество публикаций и цитирований приходится на 2012 и 2001 гг. Ценность результатов. Это исследование предоставляет информацию и возможности для будущих изысканий. Это исследование позволит учёным и организациям лучше понять основные тенденции в исследовании ОГП.
|
|
|