|
2014 т. 4 № 1
Тема номера: Коучинг в России
|
- Стр.
|
4–5
|
Инициатива создания профессиональных стандартов была выдвинута Правительством РФв 2012 году. В мае 2012 года был издан Указ Президента РФ, который предусматривал создание профессиональных стандартов, в январе 2103 года Правительство РФ приняло постановление, согласно которому в стране была развёрнута разработка профессиональных стандартов. Подход к разработке профессиональных стандартов сочетает государственное и общественное регулирование профессий: правительственное постановление предусматривает, что стандарты разрабатываются общественными профессиональными объединениями и утверждаются Министерством труда и соцзащиты РФ. Инициаторами разработки стандарта профессии «Коуч» стали три профессиональных объединения: Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов, Профессиональная Ассоциация Русскоязычных Коучей и Российское представительство Международной Федерации Коучинга.
|
|
6–16
|
Статья описывает социально-практический фон и концептуальные основания коучинга как развивающей практики и становления профессии «Коуч», представляет подход к разработке проекта профессионального стандарта «Коуч» в Российской Федерации. Импульсом к становлению и развитию коучинга как профессиональной деятельности стали потребности и запросы современного общества. На индивидуальном уровне – запрос на осознанный выбор человеком своего жизненного пути; на уровне корпораций – потребность в принципиальном повышении эффективности работников, мобилизации их внутреннего потенциала. Дана характеристика коучинга как развивающей практики и как профессии, описаны роли в которых выступают коуч и его клиент, даны определения коучинга как развивающей практики и профессиональной деятельности. Черты профессии: направленность на развитие человеческого потенциала, осознанность, активную жизненную позицию в решении личных, профессиональных и деловых задач, рефлексивность и осмысленность деятельности; диалоговый, недирективный, субъект-субъектный характер коучингового взаимодействия. Черты позиции коуча: нейтральность по отношению к заказчикуи клиенту услуги коучинга, невовлечённость в возможное столкновение интересов. Исследования восприятия коучинга в организациях показывают, что его ценность устойчиво воспринимается как очень высокая, при этом приоритеты коучинга примерно поровну распределены между целями развития сотрудников и решением конкретных задач/проблем. Основные форматы включения коучинга в образовательную практику: сопровождение учащихся (высшая школа, последипломное образование), поддержка управленческой работы и организационных изменений в образовательных учреждениях. Фактор, тормозящий развитие профессии во всех странах мира, – большое количество неадекватно подготовленных «коучей», размывание границ профессиональной деятельности, «замешательство˗путаница на рынке». Коучинговая подготовка принципиально отходит от традиционного обучения, ориентированного на знания, её ядром является обучение в деятельности, наставничество со стороны опытного коуча. В лучших практиках качество коучинговой работы поддерживается при помощи коучинговой супервизии, которую осуществляет профессионал-супервизор, обладающий значительным опытом коучинговой работы и специальной дополнительной подготовкой. Лучшие мировые практики развития профессии опираются на работу профессиональных ассоциаций/объединений, которые поддерживают публично заявленные стандарты работы своих членов на основе формализованных коучинговых компетенций, процедур сертификации, уровней квалификации, требований к объёму подготовки, прохождения супервизии, этического кодекса и др. Статья обосновывает необходимость создания национального стандарта профессии «Коуч».
|
|
17–24
|
Целью данной статьи является обобщение данных международных исследований рынка коучинга в период 2007-2012 гг., а также представление данных собственных исследований рынка коучинга в России в 2013 году. Методология: поиск и сравнение данных между-народных исследований из доверительных источников. Проведены собственные исследования в форме электронного анкетирования. Использованы экспертный и массовый опрос по качественным и количественным показателям. Обработка и сравнение результатов произведены с помощью алгоритмов исследовательской платформы www.monkeysurvey.com. Обобщены достоверные данные международных исследований, показывающие динамику развития глобального рынка коучинга. Результаты российских исследований даютпредставление о ценообразовании, географическом распространении коучинга, профессиональных некоммерческих объединениях коучей и уровне развития профессии коуча. Выводы. С точки зрения международной статистики рынок коучинга в Российской Федерации находится в стадии формирования. По таким статистическим показателям, как плотностькоучей на миллион населения страны, Россия отстает от среднемирового показателя на три порядка. Данные экспертного опроса российского исследования дают достоверную картину развития коучинга в России. Сравнение российских данных с глобальной статистикой позволило сравнить международные и национальные тенденции развития рынка коучинга и профессии коуча.
|
|
25–32
|
В статье представлены результаты исследования рынка коучинга в России, проведенного представительством ICF в России в 2012 году. Методология исследования: электронное анкетирование следующих целевых аудиторий – практикующие коучи, участники программ подготовки коучей, потребители и заказчики услуг коучинга. Обработка и сравнение результатов проводились с помощью алгоритмов исследовательской платформы www.monkeysurvey.com. Результаты исследования дают представление о состоянии рынка услуг коучинга в России на 2012 г. по следующим параметрам: особенности употребления термина «коуч», уровень подготовки коучей, потребности коучей в профессиональном развитии и совершенствовании, особенности практики коучинга, специализация коучей, опыт клиентов и заказчиков в использовании услуг коучинга, ожиданиях и актуальные потребности реальных и потенциальных клиентов. Выводы: рынок коучинга в России находится в ранней стадии формирования: подавляющее большинство коучей имеют небольшой объем практики и заинтересованы в ее расширении, заказчики и клиенты испытывают затруднения при выборе коуча, связанные с недостаточным пониманием особенностей рынка услуг коучинга. Данное исследование является наиболее широким по охвату респондентов среди опросов, проведенных в России по теме рынка коучинга, и отражает большинство значимых для многостороннего описания данного рынка аспектов.
|
|
33–39
|
Является ли коучинг саморегулируемой профессией или нет?
В статье дан исторический обзор саморегуляции коучинговой деятелньости, попыток ввести внешнее регулирование профессии в США и других странах, наметившаяся в последние годы интеграция глобальных коучинговых организаций всфере стандартов/этики, приводятся соображения о преимуществах и сложностях, связанных со становлением коучинга в качестве профессии.
|
|
40–45
|
Регулирование профессии “Коуч” Автор рассматривает опыт развития коучинга, становления профессиональных организаций в мире, разработку профессиональных коучинговых компетенций и Этического кодекса профессии. Специальный предмет внимания автора: опыт противостояния коучинговой профессии “психологическому лобби”, отстаивание специфики коучинговой профессиональной деятельности и профессиональных компетенций. В статье проанализирована разработка российского национального стандарта профессии “Коуч” в сопоставлении с мировым опытом разработки компетенций и этики профессии. Автор приходит к заключение, что профессиональный стандарт “Коуч” РФ полностью соответствует высокой планке требований международной федерации коучей (ICF), как в области компетенций, так и в области стандартов этики, а в некоторых отношениях задаёт более высокие требования, например, выделяет компетенцию саморазвития коуча и рекомендацию регулярной супервизии не менее двух раз в год. В российском стандарте заложено специальное внимание к этике и ценностям профессии, а также широкий подход к коучингу, охватывающий различные подходы, направления и стили коучинга с общим требованием к их соответствию основным функциям коучинга и профессиональной этике.
|
|
46–47
|
Создание профессиональных стандартов коучинга
Автор утверждает, что мы достигли той точки, когда необходимо создать некоторое общее понимание коучинга для того, чтобы защитить профессию, репутацию профессиональных коучей и интересы их клиентов.
|
|
48–54
|
Коучинг в России - первые шаги В статье описаны условия и особенности, влиявшие на рынок коучинга в России с момента начала его формирования со второй половины 90-х гг. ХХ века. Автором выделены отдельные социокультурные факторы, оказавшие влияние на развитие рынка коучинга и влияющие на его восприятие в бизнес-среде современной России. Отдельное внимание в статье уделяется стереотипам относительно ведения бизнеса, отношения к бизнес-планированию, к деньгам, к личному и профессиональному развитию, существовавшим в обществе в целом и в сознании потенциальных клиентов в момент появления коучинга как отдельной услуги на рынке обучения и развития. Анализируя, кто становится потребителями услуг коучинга и с какими запросами клиенты обращаются к коучам, автор выделяет три наиболее типичных категории потребителей данных услуг, а также описывает, с каким вызовами коучи сталкиваются в своей практике. В статье также рассматривается, какие специалисты приходят в коучинг, как развивается рынок услуг по подготовке коучей, какие из услуг коучинга являются наиболее востребованными. Приводя конкретные примеры, как коучинг работает в индивидуальной практике, как происходит внедрение коучинга в организациях различного масштаба, и соотнося наблюдаемые факторы с тем, что как происходит развитие профессиональных сообществ коучей, автор обозначает потенциальные перспективы и вызовы развития профессии «коуч» в России.
|
|
55–60
|
В статье отмечается важность и своевременность разработки профессионального стандарта «Коуч», представляющего собой значимый этап на пути развития новой профессии. Описана зона ближайшего развития профессии коучинг, с точки зрения психолога и психоаналитика. Междисциплинарность коучинга требует серьезного специального коучингового образования, включающего в себя не только изучение основ менеджмента, психологии, психотерапии, психоанализа, но и получение практического опыта с целью формирования ключевых компетенций коуча. Процесс разработки и формулирования профессиональных компетенций коуча регулирует и направляет развитие профессии. Рассмотрены некоторые сложные аспекты коучинговой позиции, связанные с требуемой нейтральностью коуча, и различные виды сопротивлений работе коучинга, такие как сопротивление консультанта работе с настоящим, его бегство в будущее, защита от эмоциональных переживаний, сопротивление работе с поведенческим, когнитивным уровнем самореализации клиента, сопротивление более глубокому исследованию его запроса. Индивидуальное овладение ключевыми компетенциями позволяет обрести устойчивую идентичность коуча, которая нуждается в постоянном развитии. В статье утверждается, что эта идентичность характеризуется наличием у консультанта сильного и зрелого коучингового Я, позволяющего ему быть по-настоящему открытым как своим чувствам и защитам, так и переживаниями сопротивлениям клиента. Профессиональное коучинговое Я обретается в ходе прохождения специалистом собственного коучинга в качестве клиента, но главным образом – в процессе прохождения постоянных супервизий. В ходе последних способность смотреть на себя со стороны, сохранять устойчивый фокус на запросе клиента и переводить новое понимание в реальность действий зарождается, развивается и крепнет. Супервизия, по мнению автора, является высшим уровнем регуляции профессии коуч. Коучинговое Я, гибкие внутренние границы, активное слушание без чрезмерной тревоги "провалиться в эмоции", способность к рефлексии и внутреннему диалогу – эти и многие другие важнейшие компетенции коуча зарождаются и развиваются посредством супервизорской регуляции. В ходе такой работы на почве коучингового Я возникает новое внутреннее супервизорско-коучинговое Я, способное осуществлять в достаточной степени супервизорскую саморегуляцию самостоятельно.
|
|
61–68
|
Дана общая характеристика трудовой деятельности коуча и описаны трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
|
|
69–80
|
Понятие «компетенции» не включено в Формат Профессионального стандарта, заданный Министерством труда и социальной защиты РФ. Соответствующий шаблон и порядок описания профессии включает понятия «Общие трудовые функции», «трудовые функции», «знания», «умения» и «трудовые действия». Между тем, в мировой и в российской коучинговой практике при описании профессиональной деятельности широко употребляется понятие компетенции; именно оно служит одной из основ практики профессиональной коучинговой супервизии и практики сертификации членов профессиональных коучинговых ассоциаций и аккредитации программ коучинговой подготовки. Компетенции, описывающие структуру и содержание деятельности профессионального коуча, известны профессиональной аудитории благодаря международным стандартам деятельности коуча; дополняющее описание профессии на языке компетенций призвано сделать Профессиональныйстандарт более понятным как профессионалам-коучам, так и клиентам и заказчикам коу-чинга, обеспечить совместимость языка описания профессии с обычаем делового оборота в мировой коучинговой практике. Описание коучинговых компетенций включено в проект Профессионального стандарта «Коуч» в качестве одного из приложений.
|
|
81–86
|
Этические нормы не включены в формат описания профессии, предложенный Министер-ством труда и социальной защиты РФ. Между тем, в мировой и в российской коучинговой практике профессиональная деятельность коучей регулируется Этическими кодексами профессиональных коучинговых ассоциаций. Профессиональная этика служит важнейшей основой профессиональной деятельности коуча: этические нормы регулируют позицию коуча в работе с клиентами, взаимодействия коуча с заказчиками, профессиональным сообществом, обществом в целом. По замыслу Рабочей группы по разработке Профстандарта«Коуч», Этические нормы рекомендуются в качестве основы для формулирования Этических кодексов профессиональных коучинговых объединений /ассоциаций в Российской Федерации. Описание этических норм включено в проект Профессионального стандарта «Коуч» в качестве одного из приложений. |
|
87–89
|
Глоссарий содержит описание основных понятий, используемых в тексте проекта профессионального стандарта «Коуч». Формат Профессионального стандарта, заданный Министерством труда и социальной защиты РФ, не предполагает сносок для пояснения употребляемых терминов. Между тем, далеко не все термины, используемые в профессиональной деятельности коуча, хорошо известны, некоторые их них понимаются и используются по-разному. Профессия «Коуч» должна быть понятна не только самим профессионалам, но и клиентам, и заказчикам коучинга. Поэтому Глоссарий включён в проекта Профессионального стандарта «Коуч» в качестве одного из приложений. В Глоссарии приведены наиболее употребляемые понятия из сферы коучинга в их максимально общеупотребимой трактовке, разделяемой профессионалами, независимо от их принадлежности к тому или иному направлению коучинга.
|
|
90–95
|
Автор статьи рассматривает этические ориентиры профессии – Этический Кодекс ICF (Международной Федерации Коучинга) и Этические нормы российского проекта Профессионального стандарта «Коуч». В статье предложен подход к тому, как этические нормы можно использовать в качестве ориентиров и «подсказок» при анализе конкретных ситуаций из практики коуча. По мнению автора, успешная профессиональная деятельность коуча строится на трех основаниях: 1) практика (уметь видеть системные закономерности и предупреждать сложности); 2) анализ и осмысление своей практики (супервизия), 3) профессиональные ориентиры коуча: Этический Кодекс, компетенции. На примере трех типичных ситуаций (цели и результаты коучинга, обратная связь и промежуточные встречи, рекомендации) автор предлагает разобраться, какие потенциальные противоречия и сложности содержат эти ситуации и как действовать коучу с опорой на этические нормы.
|
|
96–100
|
Статья иллюстрирует практическое использование Профессионального стандарта «Коуч» и носит прикладной характер. Основная цель – показать, как ориентиры разработанного в 2013 году Профессионального стандарта «Коуч» могут применяться для повышения эффективности работы коуча, рассмотреть ценность соблюдения коучинговых компетенций. Приведен пример типичной ситуации, которая выглядит как отклонение от идеальной картины коучинговой работы («потребность клиента ˗ запрос ˗ постановка цели ˗ коучинговые сессии ˗ достижение результата»). Парадоксально то, что такие «отклонения» являются распространёнными и типичными для коучинга в организациях. Характерная примета ситуаций в том, что взаимодействие коуча и потенциального клиента, ещё не ставшего клиентом, начинается до формального начала и вне официальных рамок коучинга. Отражена суть работы с сопротивлением, которое возникает в контексте корпоративного коучинга. В статье сопоставлены исходные отношения коуча: 1) сопротивление клиента является отклонением от нормальной (правильной) картины коучинга в организации, необходимо продумать и найти меры влияния на сотрудника, чтобы включить его в коучинговую работу; 2) сопротивление клиента является вариантом нормальной (естественной) реакциина обстановку «внедрения» коучинга в организации. Профессиональный стандарт является базой, основываясь на которой можно достигнуть эффективных результатов в работес клиентом. Анализ кейса показывает, что хотя Профессиональный стандарт не является рецептом, в нём заложены эвристически важные положения, которые ориентируют коуча в нестандартной ситуации. На конкретном примере показано, как компетенции и стандарт профессии влияют на качество сотрудничества и составляют основу эффективной работы коуча.
|
|
101–102
|
С января 2014 года Рабочая группа по разработке профессионального стандарта «Коуч» приподдержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) выступила с инициативой: провести мероприятия по апробации проекта Профессионального стандарта в действии, в реальной коучинговой работе. Мероприятия были задуманы как публичные профессиональные еженедельные вечерние встречи, в ходе которых приглашённый коуч проводит получасовую демонстрационную коучинговую сессию с последующим супервизионным анализом и обсуждением в контексте профессионального стандарта.
|
|
103–107
|
В статье отражены непосредственные впечатления и их анализ, относящиеся к работе автора в супервизируемой демо-сессии в рамках деятельности рабочей группы по разработке Профессионального стандарта «Коуч». Подход автора в коучинге находится на пересечении гуманистической психологии и когнитивно-бихевиористского метода, что позволяет, с одной стороны, рассматривать запросы клиента с точки зрения реализации его предназначения и таким образом затрагивать экзистенциальные темы в работе, с другой стороны ,используя точные калибровки и разработку плана действий, которые предстоит предпринять клиенту для реализации полученных инсайтов в жизнь, позволяет закреплять на поведенческом уровне новые желательные мыслительные и поведенческие паттерны. Анализ опыта супервизируемой демо-сессии проведён по структуре: 1) Что именно происходит/происходило? 2) Почему было важно действовать именно таким образом? 3) В какой роли выступал коуч? 4) Ради чего / для какого результата были предприняты эти действия? 5) Приводили ли действия к желаемому результату? 6) К каким выводам я пришла по итогам данной работы? Несколько точек зрения, высказанные в обратной связи по итогам сессии, можно условно разделить на следующие: а) важность четкого заключения контракта на заявляемую тему, а также сохранение гибкости, которая позволяет уточнять-дополнять запрос клиента, делая его более ясным и актуальным; б) необходимость центрированности самого коуча и качественный навык управления состояниями и подачи обратной связи клиенту, в том числе и через невербальное отражение, а также использования понятного клиенту языка; в) четкость в определении своей коучинговой позиции. Мероприятие даёт возможность получить заинтересованную и развивающую обратную связь от коллег, а также поделиться своей рефлексией по поводу данного опыта.
|
|
108–110
|
Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии. Помимо коуча и клиента, составляющих некое единое целое (как лошадь и всадник) при хорошей рабочей сессии, в демо-сессии присутствовал зал профессионалов, заставляющих вольно или невольно смотреть с третьей (их, присутствующих в зале) точки зрения. Но задача состояла в том, чтобы работать, демонстрируя компетенции профессионального коуча. Используя язык гештальт-психологии, мы можем представить себе работу с клиентом как «фигуру», а формат супервизионного наблюдения на основе проекта Профессионального стандарта – как «фон» профессионального восприятия. Присутствие этого фона помогает коучу выстраивать работу с клиентом, а сам фон становится незаметным, как будто «исчезает» из текущего восприятия. Для коучингового сообщества Профессиональный стандарт – продуктивный фон для творческой работы.
|
|
111–115
|
В статье отражены впечатления и выводы, относящиеся к работе автора в супервизионных мастерских по развитию проекта Профессионального стандарта «Коуч», а также его мысли о методологии создания профессиональных стандартов в становящихся профессиях. Демо-сессии строились по общей схеме, включающей три основных этапа: 1) огласование формата работы и напоминание десяти групп профессиональных компетенций профстандарта коучинга; 2) проведение одним из признанных в сообществе коучем демонстрационной сессии; 3) анализ и обсуждение проведенной сессии через призму стандарта. По замыслу организаторов, эта процедура позволяет решать три задачи: а) освоение стандарта участниками мастерской; б) согласование различных пониманий и интерпретаций стандарта; совершенствование стандарта за счёт выявления тех действий коуча, которые формально укладываются в стандарт, но противоречат сути коучинга, а также его действий, явно успешных, но в стандарте не зафиксированных. Приняв участие в девяти мастерских в качестве наблюдателя и в одной в качестве ведущего демосессии, я увидел, что первые две задачи решались достаточно успешно, тогда как третья задача — совершенствование самого стандарта — несколько упускалась. Тем не менее, лично я смог внести заметные коррективы в свой персональный стандарт, которые одновременно стали дополнительными предложениями в общепрофессиональныйстандарт. В качестве главных результатов выделю пять. 1. Использование двух подходов при решении сложных задач в условиях ограниченного времени. Первый подход – это согласование с клиентом возможности частичного решения задачи, т.е. определение рабочей задачи скорее как направления, а не цели («насколько за время сессии мы успеем дойти без потери глубины работы, настолько и дойдём»). Второй подход — это использование итерационной технологии «Agile» («пройдём по всему плану на ту глубину, на какую сможем, а потом можно будет повторить»). 2. Использование психофизического состояния коуча как индикатора успешности процесса коучинга и на основе этого коррекция процесса совместно с клиентом посредством использования прямого общения, в первую очередь, с помощью метода обратной связи. 3. Использование методики «Три слоя», заключающейся в сбалансированном использовании трёх модальностей обсуждения: абстрактные обобщения, метафоры, конкретные события (в том числе, события, происходящие в ходе самой сессии). 4. Использование принципа «Старт с того места, до которого клиент дошёл сам». 5. Использование принципа «Что внизу, то и вверху» — соответствие масштаба обсуждаемых целей и планов глубине заявленного и/или поднятого клиентом материала. Пример: на одной мастерской в результате обсуждения проведенной сессии, коуч пришёлк выводу, что поставленные его клиентом вопросы предопределенности и конечности жизни, могли быть гармонично уравновешены обсуждением жизненных планов клиента на уровне сомасштабных идей — свободы выбора, жизненной миссии, цели жизни.
|
|
116–118
|
Автор описывает личный опыт проведения супервизируемой демо-сессии с последующим супервизионным анализом и обратной связью. Полученные комментарии можно разделить на две группы. Первая — это комментарии, которые давались из позиции супервизора, и в них было много пользы для меня; чувствовался опыт и профессионализм за каждым из высказываний. Вторая группа — комментарии, не относящиеся к моему процессу работы с клиентом, а демонстрирующие собственные идеи коуча. Важно, что ведущий строго соблюдал заданный формат, и возвращал такие высказывания в русло супервизии. Автор отмечает пользу мероприятия данного формата, редкую возможность для студентов, осваивающих коучинг, поскольку такой формат работы помогает им легче «входить в профессию». Автор считает регулярные супервизируемые демо-сессии важными для профессионального сообщества, поскольку они формируют единое поле понимания и позволяют начинающим коучам кроме наблюдения за работой более опытных коллег адаптироваться к формату супервизии, принимать профессиональные нормы, заложенные в стандарте профессии «Коуч».
|
|
119–121
|
Коучинговая супервизия, основанная на компетенциях Статья представляет собой рефлексию опыта, полученного мной в Москве в группе 80 российских коучей в марте 2014 года. Я была приглашена сообществом российских коучей, чтобы провести 30-минутную демо-сессию на одной из еженедельных вечерних супервизионных встреч, посвящённых анализу коучинговой работы на основе коучинговых компетенций. Мероприятие было организовано волонтёрской рабочей группой, поставившей цель разработать стандарт профессии “Коуч” в России. Серия таких мероприятий создана с целью помочь российскому коучинговому сообществу понять и освоить в практике коучинговые компетенции, заложенные в российском стандарте профессии “Коуч”. Статья написана на основе рефлексивного подхода, структура которого отражает работу автора с клиентами коучинга, побуждая их развивать собственный опыт рефлексии. Структура включает четыре вопроса. Что произошло и что послужило причиной, чтобы это произошло именно так? Что я делал, думал и чувствовал, когда это происходило? Каковы мои основные выводы из этого опыта? Как я применю эти выводы в будущем?
|
|
122–124
|
К высшим достижениям в коучинговой профессии: взгляд участника новой российской практики супервизионных сессий на фоне национально гостандарта профессии Цель этого очерка — представить взгляд участника новой российской практики коучинговых супервизионных сессий. У меня была редкая возможность (как у американского коуча) представить коучинговую демо-сессию. Эта статья представляет мои наблюдения процесса и взаимодействия в группе. Меня попросили показать невербальный аспект моей коучинговой работы за 30 минут. Я хотел бы отметить тот групповой процесс, который последовал за сессией. Группе было предложено сначала дать обратную связь на основе компетенций коуча и этических норм. Как известно, трудно удержаться в обсуждении от вопросов и критики, однако Ведущий супервизионной сессии деликатно вернул нас к процессу полезной обратной связи. Что я нашел самым увлекательным, была широта и глубина вопросов и замечаний. Люди говорили, опираясь на широкое понимание диапазона коучинговых и психологических методик, личного профессионального опыта и ценностей. Присутствующие в очень позитивном духе бросали вызов точкам зрения друг друга, постоянно повышая интеллектуальный и эмоциональный уровень разговора. На основе моего «восточно-западного» подхода как фокусировке внимания удалось привнести большую ясность и глубину в «простые» вопросы коучинговых компетенций, которые задавали рамку обсуждения, ради которого мы встретились. Слушая высказывания участников обсуждения (через неоценимую поддержку моей переводчицы) и одновременно «считывая» и непосредственно ощущая невербальные энергии в зале, я увидел силу этого нового типа «повышения профессиональной квалификации». Вопросы о процессе коучинга и самой профессии, которые я обдумывал на протяжении многих лет, получили ответы, и для меня возникли новые возможности. На мой взгляд, эта новая практика супервизируемых демо-сессий как форма повышения квалификации, разработанная в Российской Федерации, должна стать международным стандартом.
|
|
125–128
|
Пересматривая роль коучинговой супервизии Статья ставит вопрос о месте супервизии в коучинговой практике, в становлении коучинговой профессии, обязательности супервизионного анализа как ключевом критерии профессионализма. Автор предлагает свой подход к определению места и роли коучинговой супервизии, которая может оказаться актуальной и для других профессий.
|
|
129–132
|
В статье отражены непосредственные впечатления, относящиеся к работе автора в супервизируемой демо-сессии в рамках деятельности рабочей группы по разработке Профессионального стандарта «Коуч». Исходные тезисы. 1. Супервизия is a must. 2. Супервизия в группе коллег и клиентов – бесценна для развития. С самого начала был определён конструктивный формат обсуждения – обратная связь дается «о фактах» и в обоих аспектах, а именно: что удалось, на что хорошо опираться и в дальнейшем; на что обратить внимание, где зона роста. Второй очень важный момент – проговаривание, «прояснение понятий», озвучивание всего разнообразия видения и восприятия, того, кто что считает плюсом, а что относит в зону развития. Самое интересное и полезное в групповой супервизии, хотя и не всегда самое приятное, – определение зон развития, направлений дальнейшего роста. Особенно, если эти наблюдения – от разных людей, причем, в разной ипостаси – и клиента, и коллеги. Для той полноты картины, которая необходима для развития и роста профессионализма и институционализации коучинга как профессии, на которые и направлены супервизионные мастерские. Здесь прозвучало много обратной связи – о конкретных фактах, как и определили в самом начале, о наблюдениях очень точных, удивительно попавших вовсе даже не высказанные мною запросы, чем лишний раз подтверждает профессионализм предоставляемой обратной связи.
|
|
|